кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Про «Крысиного короля»

Первый роман Чайны Мьевиля, как и всякий, должно быть, первый роман, чертовски похож на своего автора. Мьевиль причёской и манерой одеваться весь в Женю Прилепина, но при этом покоренастей, последовательный троцкист и весьма изобилует серьгами. Таков же и его Крысиный король: это ода грязным лондонским улицам, традиционным британским клубным субкультурам, и в эту песнь сквозь ужас и мистику (иногда довольно точно, иногда неуклюже) внедряются ломти социалистических ценностей. В этом смысле и сам Мьевиль, и его роман ощущаются не столько пронзительно марксистским произведением, сколько подростковым: искренним, но нескладным, как Виктор Цой в исполнении начинающих музыкантов (с), что просят вас о помощи в переходе метро или на обочине главной пешеходной улицы вашего города. Пытающийся быть трогательным томик Ленина - подарок отца главному герою, а также легко предсказуемый революционный плот-твист в финале книжки - всё это звучит очень в лоб, как у бунтарей во времена четырнадцатилетнего максимализма.


Атмосферно Крысиный король тяготеет к городским легендам - прежде всего, разумеется, к Нилу Гейману. Не только потому, что действие происходит в Лондоне и в центре внимания - переосмысленные эпохой герои классических сказок и мифологий. Но даже в деталях: как подаётся город, его дыхание, романтика свалок и подворотен - всё это очень в духе Задверья того же Геймана или, скажем, фильма Гильермо дель Торо Хеллбой: Золотая армия. Но если городское фэнтези Геймана деликатное, вкусное, иногда ироничное - иными словами зрелое (зачастую оно даже вторит гоголевскому или булгаковскому), то Крысиный король по-молодецки злоупотребляет натурализмом. Процесс поедания просроченных тортиков и хот-догов на помойке, в ходе которого главный герой переживает свою крысиную трансформацию, звучит умилительно по-панковски. В задоре поскорее вызвать у читателя тошноту, Мьевиль безоговорочно выглядит в первую очередь неформалом, а не большевиком. При этом в книжке есть совершенно удивительные описания города - красивые, созерцательные, с налётом грусти Басё и абсолютно без налёта марксизма-ленинизма.

Тем не менее, общее постпанковое мироощущение Мьевиля подчёркивается в Крысином короле ещё и тем, насколько автор погружён в музыкальный андерграунд. Полем битвы предводителей животных кланов и таинственного Крысолова становится клубная субкультура, родиной которой Лондон, собственно, и является. Роман издан в 1998-м - когда рейв и джангл переживали кульминацию (даже я именно в этом году настойчиво пытался клубиться и приобщаться к прекрасному, но быстро наскучило), и подозреваю, в своё время он выглядел чертовски актуальным. Описания таинств микширования и сведения треков максимально подробны и поэтичны - не менее поэтичны, чем сцены мистики, крысиных толп, птичьих стай и убийств зловещего Крысолова. Синтезированные басы колышутся здесь грандиозно, как народные массы. Наверное, это главная находка книжки - усадить архетипы Гейне и братьев Гримм в русло drum'n'bass'a и заставить их там гармонично звучать - пусть такой подход и попахивает конъюнктуркой.

У книги чёткая трёхактная структура - в том и её достоинства, и принципиальные недостатки. С одной стороны, я очень люблю органичные структуры, грамотно выстроенную динамику, ладную череду рывков и замедлений, всплесков и провалов. Тот факт, что произведение выглядит добротным и завершённым, сегодня (в свете многочисленных, не будем указывать пальцем, поделок) особенно ценен. С другой стороны, когда роман читается как голливудский триллер средней руки, и ты с первых страниц угадываешь подавляющее большинство сюжетных поворотов и, собственно, финал - это непростительно скучно. Возможно, я припозднился с прочтением, и в конце прошлого века этот текст прозвучал бы живее, но вряд ли.

Вообще Крысиный король выглядит как большая репетиция перед следующим романом Мьевиля, Вокзалом потерянных снов, который я сейчас усердно одолеваю. Все те же старые добрые мотивы гниющего мегаполиса, гипнотического манипулирования волей и инфантильного панк-социализма перекочевали и в Нью-Кробюзон, правда в более осмысленном и художественно отточенном виде. Но об этом в следующий раз.
Tags: книги
Subscribe

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments