кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Капитан Америка: Троянская война

Я долго думал, как покрасивее рассказать о Гражданке (ведь кино получилось хорошим и хореографически безупречным), и тут меня осенило: последний фильм о Капитане и его коллегах – это же Илиада! Причём я не имею в виду привязку к одной из борхесовских «четырёх универсальных историй». Гомеровские аллюзии здесь куда прозрачнее: они в самой композиционной расстановке действующих лиц и их отношений в сюжете.




Прежде всего, Гражданка хороша тем, что она о Мстителях даже в большей степени, чем Эпоха Альтрона. Развлекательные издания пару недель назад любили бравировать заголовками, вроде «CA:CW – это Капитан Америка-3 или всё же Мстители-2.5?», и отчего-то склоняться в пользу первой версии, аргументируя тем, что в центре повествования располагается броманс Стива и Баки. Это не так. Да, технически пресловутый броманс – действительно опорный столб фабулы; но художественно он слаб, мало убедителен и скорее служит топором в каше: его краеугольность формальна. Словно меня призывают просто принять заботу Кэпа о своём загипнотизированном друге как данность, не утруждая себя попыткой ни раскрыть эту дружбу, ни вызвать во мне хоть какие-то эмоции в связи с оной. Духовная связь Кэпа и Зимнего Солдата номинальна, в фильме её практически невозможно пощупать.

С другой стороны, глаз радуется той архитектурной точности, с которой линии всех прочих героев (даже тех, без которых фабула легко обошлась бы) пригнаны друг к другу. Это не то грузное месиво из персонажей и действа, что распирало Эпоху Альтрона, хотя, казалось бы, действующих лиц там было даже меньше, чем тут. В Гражданке каждый супергерой имеет достаточно экранного времени, точных реплик и балетных па, чтобы успеть померцать гранями, не затмевая прочих, и при этом не наскучить. В итоге мы получили третьих – и, пожалуй, самых удачных – Мстителей, а не третьего Кэпа.

Главное достоинство фильма в слаженности, в синхронности всех его элементов: сцен, диалогов, героев, хореографии – при явной простоватости общей картины. И как раз вот эти особенности нюансного взаимодействия и делают Гражданку похожей на Илиаду. Тони Старк – это Ахилл, который облачён в самые крутые доспехи, известные человечеству, предельно угрюм (да, на этот раз герой Дауни мрачный, сломанный и оттого внезапно свежий: все его классические шутки звучат печально и горько), и у него даже есть Патрокл – Роуди. Стив Роджерс – это сыны Приама в одном лице: он и Парис, из-за поведения которого разгорается весь сыр-бор, он же и Гектор, который сражается за свои идеалы/троянские стены. Ну а Баки…

Баки, друзья, это Елена. Главная заноза эпопеи. Обеих эпопей. Зимний Солдат – это damsel in distress в самом лютом своём проявлении, лишённая всякой эмоции и хоть какой-то адекватной реакции на окружающий мир. И нет, не потому, что Баки – бесчувственная машина для убийства с промытыми мозгами: на момент событий Гражданки это уже не так. Это исключительно потому, что сценаристы поставили его в столь карнавальное положение. Подобно тому, как Парис похищает Елену, не хочет отдавать и тем самым развязывает величайшую мифологическую бойню, Кэп похищает Баки, не хочет отдавать и тем самым развязывает ещё одну величайшую мифологическую бойню. У руля теперь диснеевцы, поэтому обошлось без жертв, но драматургической сути это не меняет.

К счастью, как и у Гомера, здесь сияют герои, своей фактурой с лихвой окупающие бесполезность девы-в-беде. Например, Чёрная Пантера – архетип эзотерического воина из джунглей, с не самым изощрённым умом, но с грандиозной гордостью, страстью и на редкость технологичным костюмом кота. Здесь он – Менелай, который больше остальных шлемоблещущих имеет и причин, и желания добраться до Елены. И конечно истинная кульминация фильма, композиционно соответствующая песням Илиады до гибели Патрокла, это глобальный замес в Лейпцигском аэропорту, где каждый герой имеет смысл и лицо, особенно никаким образом не влияющие на сюжет Паук и Муравей: их поединок прекрасен во всех отношениях. Вот только отечественный дублёр Питера Паркера категорически должен быть уволен. На худой конец, накормлен мороженым для приобретения хоть какой-то подростковой хрипловатости. Сейчас он звучит как девчушка со скверной дикцией. Уверен, он отличный парень, и я желаю ему добра. Но не в этой роли. Существует даже петиция по этому поводу.

Последний акт, призванный быть самым сильным и драматичным – поединок Гектора и Ахиллеса – увы, меркнет на фоне отточенной битвы среди самолётов, хотя в целом тоже неплох. Мне кажется, это очень тонкий ход – сделать мотивацию Старка более психологичной и глубокой, чем у титульного героя. Скажем, при прочих равных, позиция Роджерса мне очевидно ближе: государственный контроль – плохо, защита близких – главное, в споре о слезинке младенца – побеждает слезинка младенца и т.д. Но в построенных фильмом обстоятельствах объект героических и дружеских чувств Капитана Америки – вдруг Елена Прекрасная; а сторонник сильной властной вертикали – вдруг ранимый человек, сложный характер. Сразу всё становится не так однозначно. И это здорово.

Но если братские телодвижения Кэпа я ещё худо-бедно готов принять, как некую заданную условность (да, мы видим, что Стив очень нежно относится к другу, хотя и не имеем шанса ощутить исходные причины этой привязанности), то поведение Баки вызывает ступор. Если это броманс, как нас убеждают восхищённые критики, то что вообще чувствует Зимний Солдат? Он-то сам любит Кэпа или ему плевать? Он осознаёт, что рассорил кучу могущественных людей? У него вообще есть мнение? Или он просто сидит в высокой башне с драконом и бросает лирические взгляды исподлобья?

Традиционно в фантастических сюжетах существуют способы «оживить» подобный Зимнему Солдату типаж, сделать его если не симпатичным и трагическим, то хотя бы противоречивым. Чаще всего герой, неосознанно ставший причиной множества смертей или иной беды, – загипнотизированный солдат или рвущийся к человечности робот – начинает жестоко страдать и мучиться от содеянного и, дабы искупить и душу облегчить, так или иначе старается принести себя в жертву во имя добра. Иногда другие герои дают понять несчастному, что его жертва не нужна, и что он не виноват, но ключевой краской здесь является раскаяние, метание, просто ощущение дискомфорта в мыслях – ну хоть что-то человеческое. Баки же ведёт себя как совершенная кукла. Замечание Старка в его адрес: «Эй, холодное сердце!» – чертовски точно.

Посему Зимний Солдат с полным правом занимает своё скромное место среди диснеевских принцесс, многие из которых дадут ему сто очков форы по части живости и принятия решений.



А кино отличное. Посмотрите.
Tags: кино
Subscribe

  • Эстетика «Кромешных тайн Эпиотики»

    Сегодня я вам расскажу (а многим – напомню) о дизайнерской философии «Кромешных тайн Эпиотики», моей детективной (J)RPG во вселенной «Тентаклиады».…

  • Кромешные тайны Эпиотики

    В связи с тем, симпатичнейшие, что за последние пару недель прибыло assez bien новых читателей сего скромного блога, равно как и из-за того, что…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments