кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Статья нытья

Если человек осуждает нытиков за нытьё, скорее всего, он сам страсть как любит поныть. Взять хотя бы меня. Возмущённый занудством, скажем, зрителей Пробуждающейся Силы, берусь искромётно острить в сторону вечно недовольных, а теперь - поглядите! - добровольно усаживаюсь на их место и ною. Всецело достоин осмеяния! Но ничего не поделаешь: иногда вдруг чудится, что развлекательная культурка будто бы выхолащивается. Вот лежат киноленты ушедшего года, грозят мне недвусмысленно надеждой на удовольствие. Но за какую ни возьмусь - всюду оказывается словно бы синтетический белок с патокой.


Вот, например, Стажёр. В нём - и моя любимая Энн Хэтэуэй, и бодрый кот Де Ниро, и фабула шепчет потенциально, но... всё оказывается катастрофически пустым. Герои поголовно солнечные и добрые, как сахарная вата. Ни чёрточки индивидуальности, ни капли своенравия, ни крошки живости! И это моя Селина Кайл! И это мой Дьявол из Сердца Ангела! Все улыбаются, все друг друга поддерживают, хлопают мягкими ладошками по плюшевым щёчкам и сочатся вареньем. Вредные мамаши из детского садика тщетно пытаются изобразить стервозность (хоть что-то человеческое), но получают от героя Де Ниро карамельный выговор и быстро исчезают. Ревнующая престарелая экс-подруга Де Ниро, которая по всем канонам жанра должна устроить ну хоть какую-то - пусть самую безобидную! - закорюку нашему герою, когда тот начинает встречаться с другой, просто растворяется в позитивном воздухе повествования. Даже муж героини Энн, осуществив измену, оказывается нарочито в-общем-то-отличным-парнем, которому нарочито тоже-нелегко и которого нарочито тоже-можно-понять. И все друг друга прощают, и все друг друга уважают, и все счастливы. Собственно, как и в начале фильма. Как и, строго говоря, в его середине. Честно слово, многосерийный мультфильм про Клуб Микки Мауса обладает большим драматизмом. А ведь могла бы получится хорошая сентиментальная история о человеческом достоинстве, пусть не уровня Реальной Любви, но близко. Не получилось.



Дмитрий Быков постоянно твердит нам: если произведение не удивляет тебя, не бьёт тебя, не поражает, не заставляет спорить, восклицать - это плохое произведение. И он совершенно прав. Нельзя искусству без конфликта. И развлекательной культурке тем более. Вроде бы банальная вещь, но художники, похоже, до сих пор этого не понимают. Либо разучились. Получается такая овощная интерпретация гуманизма. Но равенство, уважение, мир и любовь может быть между людьми, но не между картофелинами. Людям свойственны страсти и несовершенства. Этим и живы, этим и прекрасны.

Или вот, например, Марсианин, обласканный и воспетый моими хорошими друзьями. Он сказочно красив, местами даже по-анимешному высокохудожественен. Особенно та кульминационная сцена, где наши герои танцуют, прильнув друг к другу, средь космической бездны, ослепительно-белоснежные, в хороводе алых лент-тросов. Но... я ждал драмы, я ждал надрыва, я ждал переживаний! Человек остался один на Марсе! Ребята бросают всё, чтобы его спасти! И что же? Лёгкая, красочная прогулка до соседней планеты, в результате (да и в ходе) которой всё оказывается хорошо. Они даже шутят с частотой почти как в Киновселенной Marvel. Есть фильмы, которые не дают расслабиться. Марсианин не даёт напрячься. Серьёзно, ни на миг! Ни слезинки! Приходится во время просмотра жать гантели, чтобы привести мышцы в тонус.



В новогодние каникулы я пересмотрел несколько фильмов моего хрустально-солнечного детства, в том числе Легенду того же самого пресловутого Ридли Скотта. Так вот в ней сила искусства бьёт наповал, как струя младенческой мочи. А ведь Легенда - всего лишь камерная сказка о единорогах, а не эпос о выживании на мёртвой планете! Не поймите меня неправильно: я очень люблю счастливые концы. И добро. И когда у всех всё хорошо. Ну неужели нельзя хоть чуть-чуть пощекотать зрителю эмоциональный зоб? Хоть немного добавить персонажу граней, чтобы полюбоваться на игру светотени? Кто-то скажет: в жизни и так хватает проблем и убитых нейронов; в кино хочется расслабиться. Нет, котанцы.

Не хочется.

Наоборот. Хочется, чтобы проблемы были в кино. Острые, терпкие, захватывающие дух. А в жизни - чтобы не было.

P.S. А ведь ещё не смотрен фильм о борьбе Оскароносца с Медведем. Теперь даже и подходить боязно.
Tags: буквы, кино, мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments