кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Зубами – щёлк!

Время беспощадно к лентяям. Первую главу Волка среди нас я закончил много лет назад и даже попытался собрать восторги в горсть. Что меня удерживало от продолжения этой замечательной игры – тайна похлеще того, кто обезглавливает несчастных девушек на улицах Фэйблтауна. Но история должна быть закончена, тем более такая замечательная, как наша.




Возвращаться сюда, окунаясь в шорох улиц и тени лилового вечера, невероятно комфортно. Как я вам уже отмечал, есть две игровых вселенных, которым удалось максимально точно уловить дух ночного города, его мистический реализм: это Vampire: The Masquerade – Bloodlines и серия Persona, к которой мы широким жестом отнесём также и несравненную Catherine. The Wolf Among Us – третья такая игра. Атмосферу её можно сравнить с той, что царит в книжках Харуки Мураками, только с точностью до наоборот: город в Трилогии Крысы или в Дэнс, дэнс, дэнс разворачивает, как и в наших играх, подобие мистического детектива, но при этом совершенно скучен и лишён эмоций, запахов и цветов. Люди едят безвкусные сосиски, слушают пустую музыку, созерцают серые декорации вокруг. Разумеется, это сделано сознательно: Мураками пишет о послевоенном поколении Японии, уже утратившем старые ценности и ещё не создавшем новые. Но в итоге переваривание такого текста весьма удручает. Повествование The Wolf Among Us в художественном смысле устроено зеркальным образом: Фэйблтаун, при всём декадентстве, при всей обречённости, опасности и тщете, чертовски сочный и страстями напитанный. И его, напротив, хочется смаковать.



С самой завязки и вплоть до преисполненного интриги финала, игра работает как отличный нуаровый детектив: все волшебные мотивы, формально выступающие сюжетными триггерами, по сути лишь фансервис (но фансервис, безусловно, талантливый и необходимый); это маски, отыгрываемые классическими детективными персонажами. Настоящие сюжетообразующие элементы черпают себя в реализме отношений и порочности человеческой природы – полностью в соответствии с законами жанра. Сексуальные девиации одного и комплексы по поводу собственной бедности другого, безрассудные попытки защитить любовь, ведущие в тупик, третьего – все эти неплохо отработанные детективным жанром мотивации играют здесь новыми красками, во многом благодаря сказочному бэкграунду.



Очень симпатично The Wolf Among Us обходится с субжанровыми ситуациями. Каждая следующая глава разворачивает историю под новым углом – не только в сюжетном смысле, но и в постановочном. Если в начале это просто повесть о серийном убийце, то потом появляется и подпольный бизнес в стиле криминальных сериалов про границу с Мексикой, и одержимые кухонные маньяки, и эзотерические фигуры в духе американской южной готики (да, всё то, чем изобилует волшебный True Detective, отыщется в достатке и здесь, кроме, разве что, безоглядной депрессии). В контексте того, что все персонажи – герои сказочного фольклора, последнее особенно забавно.



Вообще радость узнавания – пожалуй, главный, после великолепно рассказанной истории, источник удовольствия в игре. Как раскроется тот или иной сказочный архетип в новом урбанистическом амплуа, каким человечком из детских стишков обернётся татуированный сутенёр с бруклинским акцентом, о каком триллере напомнит следующая сцена в спальне мэра – всё это увлекает. Получается такая культурологическая головоломка в духе успенсковского Жихаря, разве что менее балаганная: Волк, больше стремится к Достоевскому и Кингу, чем к Гоголю и Пратчетту. Когда Лесоруб за барной стойкой в унынии открывает истинные причины, по которым он оказался в нужное время у домика Бабушки, сразу хочется улыбаться и уважительно кивать: хорошо, собаки, завернули!



И всё же, у меня есть одна жирная претензия к Волку. Я много думаю последнее время об эволюции квеста, об игровом нарративе, о том, как правильно его следует подавать в играх, чем игровая история принципиально должна отличаться от таковой в книгах или кино. Так вот в Волке мне несколько не хватило вовлечённости в игровой процесс. Повествование подано блестяще, а вот, собственно, геймплей иногда (далеко не всегда, к счастью: напряжение в кульминационной сцене «судебного процесса» бесценно) ощущается пятым недособранным колесом. Это касается и принимаемых в ходе игры решений, зачастую совсем не влияющих на происходящие события; и не-пришей-козе-баянного инвентаря, девяносто процентов предметов в котором никогда не будут использованы по делу (и не по делу тоже); и периодической невозможности осмотреться в помещении, когда очень хочется. Проблема, на мой вкус, может быть решена довольно простыми процедурами, все они нам известны. Свобода телодвижений мистера Бигби в игровом пространстве, или функциональный рабочий инвентарь (как, в общем-то, и положено классическом квесту), или доведённые до ума развилки в сценарной блок-схеме вместо халтурного «она оценила твой финт ушами и запомнит его!» – и блистательная фабула заблистает ещё ярче.



Впрочем, в нашем случае она и так вполне ослепительна. В заключении позволю себе пару спойлерных соображений о концовке игры.

[Философствование для тех, кто прошёл]
Кривой Человечек – The Croocked Man – получился, на мой вкус потрясающим негодяем. Истинный князь тьмы, уровня денировского, из Сердца Ангела, или пачиновского, из Адвоката Дьявола. Как и подобает нормальному, не фельетонному дьяволу, он творит зло исключительно руками других и – самое важное – никогда не является прямым источником этого зла, обнажая и пробуждая оное в простых ребятах. Но мне показалась крайне противоречивой нравственная оценка его образа в игре – до булгаковской манифестации сатаны в ней, увы, не дотянули. То, как ловко защищается Кривой Человечек в сцене «судебного процесса», как спокойно он говорит, как чётко объясняет свои поступки – действительно делает из него сущего змея, мы начинаем его люто ненавидеть и с наслаждением выкидываем в Ведьмин Колодец. Я, по крайней мере, сделал это не раздумывая. Вы, наверное, тоже, не так ли?



Но, если посмотреть вне контекста игрового сценария, Кривой Человечек ведь прав. Воланд не приносит с собой никакой скверны, он лишь лакмус: все семечки порока уже сидят в людях. Человека даже не нужно склонять к падению – он сам рад упасть, сколько угодно раз. Да, так легко обвинить во всём кулуарных властителей мира, триста рептилоидных лордов или иную согбенную интеллигенцию, и сказать: «Ах, искусили, демоны! Попутали! Невиноватая я!» Но моральная ответственность – всё же одна из немногих вещей, что делают человека человеком. Даже если он волк, жаба, свин, чудовище или, на худой конец, красавица.



P.S. И я был очень рад открытой интриге финала: Ослиная Шкура и Русалочка импонируют мне в игре больше всех. Если Фэйт и Нерисса – действительно одна и та же девушка, значит, мир устроен правильно!




В этой статье речь идёт об игре The Wolf Among Us для MS Windows, OS X, PlayStation 3, Playstation Vita и Xbox 360, а теперь ещё и для PlayStation 4
Tags: ps3, ps4, игры
Subscribe

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…