кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Две лепты за олдскул

Когда Эрида подбросила яблоко раздора олдфагам и ньюфагам, то написала на нём одно слово: «Медиафраншиза». Достаточно ёмкое и неясное, чтобы питать пылающие диспуты между ревнителями старого-доброго и носителями свежей струи ещё многие века. Коварство Эриды в многозначности. Вот выходит игра: название прежнее, порядковый номер – следующий. Скажем, Злодеи Науки и Техники XVIII. «Как смели вы втоптать святыню в грязь, добавив механику рельсового шутера!» – восклицают одни. «Доколе терпеть ваш пошаговый стелс!» – с пеной у рта вторят иные. Эрида хихикает и захлёбывается попкорном. И всё потому, что мы до сих пор не понимаем, как относиться к медиафраншизе. Сиквел внутри неё – это самостоятельное произведение? Если да, почему оно называется так же, как и предыдущее, да и играется во многом по-старому? Если нет – почему полагается новой игрой, и не узнаётся с первого раза в лицо?




Мне кажется, всё просто, как в музыке. Сиквел в медиафраншизе подобен классическому концерту. Моцарта исполняют много веков без видимых изменений в нотах. Текст произведения – его основа – непоколебим как скала. Исполнение меняется. Музыканты. Техника. Манера. Инструменты. В ноябре прошлого года в Вену привезли оригинальный клавикорд, на котором играл и сочинял Моцарт. Оказалось, звучит он тихонько, как Кристина Орбакайте. Не чета нынешним симфоническим левиафанам. Понимаете? Моцарт в принципе не мог услышать свою музыку во всём её величии – просто потому, что таких инструментов и материалов в его время ещё не изобрели! То же самое и у нас: хороший сиквел к игре – это как великая музыка прошлого, за которой стоит техническая мощь настоящего.

Иногда это тяжело принять. Heroes of Might & Magic 7 is a slave to its conservative fans, утверждает одна статья. Мол, пытаясь угодить лютым фанатам, игра не развивается и умирает. Неправда. Герои Меча и Магии VII – заложники не консервативных поклонников, а ленивых разработчиков. Нет ничего зазорного в том, чтобы повторять гениальные идеи прошлого. Развитие – это не только рождение нового, но и эволюция старого. Скажем, трёхмерные платформеры не заменили двухмерных платформеров. Да, первые выросли из последних и какое-то время занимали их нишу. Но когда всё устаканилось, стало очевидно: и та, и другая механики самобытны, равноценны, а главное актуальны, как зубная щётка. Если в 1995-м Джон Ван Канегем придумал (а в 1999-м – виртуозно исполнил) игровую механику Хероёзов, это вовсе не означает, что в 2015-м мы должны – вдруг! – перестать этой механикой наслаждаться; с новой картинкой, новым сюжетом, на новых компьютерах. Особенно, мотивируя застоем в жанре. Глупо не слушать Риголетто в исполнении современных музыкантов, в современной опере из-за того, что Верди написал его почти двести лет назад. У Хероёзов VII проблема не в устаревшем геймдизайне франшизы, а в безалаберном его прочтении. Дайте спеть песенку герцога Мантуанского Серёже Жукову – и всё поймёте.

Рад ли я тому, что в Final Fantasy XV джей-рокеры на лабутенах разудало машут дрекольём в реальном времени и как котята прыгают на противника из-за батареи? Ликую ли я? Разумеется ликую – теперь можно сэкономить кучу денег и времени! Я тоже люблю поработать спинным мозгом в техногенных декорациях, но не в Final Fantasy: от этих двух слов я жду иных ощущений. Я понимаю, что известное название лучше продаётся, что бы под ним ни скрывалось, но нет ли в таком подходе малодушного лукавства? Назовите игру, скажем, «Дир Эн Грей в Вымышляндии» или, на худой конец, «Гакт в Расчудесии», и сразу станет легко на сердце! Я же по-прежнему хочу зарубаться в пошаговые бои с героями, похожими на Зидана, Терру и Кэт Сита. Да, я хочу это делать в сияющем и пульсирующем красотой антураже, с высоким разрешением и облачным программированием – почему бы нет? Благо у разработчиков игр арсенал ещё грандиознее, чем у музыкантов. И нет, я абсолютно не против новшеств, прорывов и библейских откровений в геймплее. Наоборот – приветствую всеми щупальцами. Но если ты взялся исполнять Вильгельма Телля, будь добр, исполняй Вильгельма Телля. А не Call of Duty.
Tags: дизайн, игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments