кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Преизрядное пробуджение Силы

Для последовательного и перманентного поклонника "Звёздных Войн" во мне не хватает последовательности. И перманентности. Юноша бледный со взором горящим, который гудит губами, изображая звук светового меча, просыпается во мне нечасто, как раз с периодичностью выхода очередного эпизода. В груди вздымается пламенный хайп, глаза следят за новостями и трейлерами, мозг освежает историю и дизайн. Вот так и сейчас: интерес к седьмой серии пробуждался - как Сила - осторожно, развиваясь из лёгкого скепсиса в радостное ожидание. Первые трейлеры скепсис вызывали немалый. Нелепый дизайн меча главного злодея, совершенно не обаятельное пыхтение и улюлюкание потного героя Джона Бойеги, да и сам Джей Джей Абрамс в режиссёрском кресле, в величие которого после "Лоста" никакой веры не оставалось, - всё это внушало сомнения. Но чем ближе к делу, тем больше ребёнку внутри желалось и грезилось, и на премьеру я пошёл в прекрасном расположении духа. Вышел через два часа ещё более окрылённым. Много хороших людей вокруг меня остались недовольны. Зря.





Признаюсь, мне никогда не была до конца понятна критика сказочных историй с точки зрения научного рационализма. Вроде: почему в космосе слышны взрывы и почему силы зла носят чёрное. Особенно странно, что подобная критика адресована намного чаще Голливуду, чем, скажем, Афанасьеву, Гофману, Пушкину или Библии, а ведь, казалось бы, отчего такая предвзятость? Главная задача волшебной истории - эмоциональная. Некоторые считают, что хорошая сказка обязательно должна чему-то учить - это глупости: любая нормальная история чему-то учит, ей не обязательно для этого быть сказочной. Но именно хорошая сказка захватывает мифологией, атмосферой, она - пища не рационального ума, а широко распахнутых глаз. Критерий успешности сказочной истории - пресловутый suspension of disbelief. Если мы проникаемся происходящим и в животе приятно роятся высшие насекомые, несмотря на все технические несостыковки, значит история удалась. Никто и никогда не считал "Звёздные войны" научной фантастикой, даже задачи такой не было.

Седьмой эпизод очень хороший. Размашистый и одновременно уютный. Во многом казавшееся рекламным решение "меньше 3D и зелёного экрана - больше кукол и натуральных декораций" оказалось чертовски верным. Игрушечные спецэффекты устаревают гораздо медленнее, чем компьютерная графика, а в десятилетия единовластного правления последней кукловоды без дела не сидели. Если раньше мы удивлялись тому, как реалистично выглядят CG-эффекты, то теперь, наоборот, восхищение вызывает факт, что перед нами реальный физический объект, а не графика. Вот, например, новый дроидик BB-8, от души обаятельнейший, про которого я всё время думал, как про мультяшку, оказался настоящей куклой, что играет перед камерой наряду с живыми актёрами (и не уступает порою последним в драматическом мастерстве). И как хороши все эти песчаные дюны, сумрачные леса, интерьеры, с подвешенными к потолку связками чеснока! И разумеется, все эти декорации и антропоморфные костюмы дышат в полную грудь ностальгией. Приём, быть может, слишком уж проверенный, слишком нечестный способ добраться до наших сердец, но если он работает - а он здесь, чёрт возьми, работает - то почему бы и нет?



Если за оформление и антураж опасений традиционно не возникает, то за актёров-людей и персонажей их я волновался. Вопли фанатов о том, что "надо верить Абрамсу, Абрамс могуч, Абрамс просто так ничего не делает", меня никогда не трогали, потому что... не всегда могуч, и часто делает просто так. Но волновался напрасно. Больше всего сомнений, как я уже заметил, вызывал персонаж в исполнении Джона Бойеги, и особенно наличие светового меча в его руках; слишком уж пролетарско-окраинным выглядел Финн в трейлерах для сверкающей далёкой-далёкой галактики. Строго говоря, таким он и смотрится в фильме, однако отчего-то не раздражает. По сути Финн - это архетипический чернокожий comic relief-герой, вроде Осла из Шрека, на долю которого выпадает 80% всех шуток фильма и снятия напряжения. При этом, шуток не так много, чтобы привести в бешенство зрителя молодого и пафосного, и в большинстве своём они довольно милы. Кроме того, пресловутые дуэли со световым мечом Бойега отыгрывает как надо: именно так и должен (не)уметь сражаться его персонаж в силу (с маленькой буквы) своего бэкграунда.



Дэйзи Ридли же, в свою очередь, смотрится идеально в контексте своей героини. Она - и Люк из "Новой Надежды", только не занудный, и Амидала из "Призрачной Угрозы", только не ждущая ото всех поддержки, и вообще именно такая, каким должен быть протагонист "Звёздных Войн". Оглядывая ранние отзывы на фильм, я заметил, что Рэй очень часто обвиняют в "мэрисьюшности" характера, мол, слишком идеальная, всё получается с первого раза, все ниточки сюжета отчего-то ведут к ней. Это не так, потому что "мэрисьюшность" - вещь иная. Мэри Сью - не просто идеальная героиня без укропа и страха. Т.е. формально это почти так, но есть важный нюанс: Мэри Сью всегда (подспудно ли, через реплики ли автора) любуется собой. Яростно декламируя на камеру, какая она простая девчонка, а вовсе не герой, и как она категорически, знаете ли, не может, Мэри Сью чётко даёт понять зрителю или читателю, что просто набивает себе цену. При этом мы - чаще всего - видим невооружённым глазом, что Мэри Сью НЕ умна, НЕ красива, НЕ обаятельна, НЕ сильна, однако автор вместе с прочими персонажами пытаются убедить нас в обратном. Кроме того, Мэри Сью принципиально чужда самоирония и юмор вообще. Она серьёзна, пафосна и недосягаема. Как, например (не к ночи), Китнисс Эвердин или Белла Свон. Так вот. Рэй совершенно иная. Она действительно добрая и хорошая. Она действительно не претендует, но у неё получается. Получается, кстати, не всегда с первого раза. Иногда с третьего, если вы понимаете, о чём я (между прочим, в этой сцене штурмовика играет Дэниел Крейг, хотя об этом ещё мало кто знает). Я исключительно рад Рэй в новой трилогии, равно как и её первой партии.



Ну и конечно нужно сказать об Адаме Драйвере, изображающем здесь готичного антагониста. Очень многим (особенно, по моим наблюдениям, в российском сегменте зрительской аудитории) ни актёр, ни его герой не понравились. Не знаю, то ли люди ждали нового Вейдера, то ли просто переиграли в Вархаммер и великодержавность, но Кайло Рен прекрасен практически всем. Это гениальный злодей. Некрасивый, неуравновешенный, вспыльчивый, мечущийся, угловатый, лишённый лоска и стоического пафоса, исполнитель главного и самого сильного (хотя, конечно же, довольно легко просчитываемого заранее) спойлера фильма. Опять же в русскоязычном сегменте интернета встречаю я много придирок по поводу того, что, мол, фильм слишком голливудский. Так вот, если Финн - действительно архетип американского развлекательного кино, то Кайло - это мрачный герой кинолегенд скорее советских, вроде "Сказки странствий" и "Мио, мой Мио". Его световой меч стопроцентно соответствует его натуре - дёрганый, ломаный, искрящий, ревущий. Кстати говоря, для тех, кого всё ещё беспокоит нецелесообразность дизайна этого оружия, есть весьма убедительное разъяснение оного дизайна.
[О мече Кайло Рена] Своё оружие Кайло сделал сам, не так давно, но по технологии весьма древней, разработанной ситхами, чтобы увеличить разрушительную мощность клинка. Как известно, световой меч имеет в своей основе три кристалла - первичный и два фокусировочных, которые собираются и настраиваются исключительно при помощи Силы. Если фокусировочные кристаллы установлены не симметрично, клинок потеряет союзную направленность пучка. Это усиливает его мощь (почему-то), но становится небезопасно для самого фехтовальщика. Именно такую процедуру и проделал невоздержанный Кайло. Боковые же крестообразные отверстия - это вовсе не гарда (очевидно, что при такой архитектуре удар противника будет по-прежнему приходиться на энергоблок, а не на дополнительные лучи), а отводы для выхода избыточной энергии, чтобы меч не взорвался в руках хозяина.


Любопытно, что этот, самый популярный до выхода фильма, кадр в самом фильме отсутствует.

Замечательный момент, связанный с Реном (уж не знаю, сознательно его рассчитали сценаристы, или это гениальная догадка): ещё перед выходом фильма фанаты буйно обсуждали, потянет ли вообще этот парень в чёрном шлеме на фоне Вейдера или нет; так вот, сам Кайло Рен озабочен этим же вопросом! Достоин ли он своего предшественника или просто лопоухий парнишка? А ещё, когда Кайло роняет снятый с головы шлем, тот падает грузно, точно свинцовый, и остаётся ровно там, где упал. Вообще внимание к деталям здесь потрясающее.



Ну и наши от души старички. Все говорят, что Харрисон Форд последнее время так плохо играл, а тут вдруг так хорошо... Не знаю, не видел, что там происходило последнее время, но здесь он на месте, как и Питер Мейхью, совсем, вроде бы даже, и не поеденный молью. А Кэрри Фишер похожа на Надежду Румянцеву. Опять же, бить в ностальгию фансервисом - приём читерский, но действенный и нафталином не пахнет.



У фильма есть одна очевидная слабость - и это, увы, сюжет. Дело даже не в его простоте и предсказуемости (в конце концов, давайте честно, когда "Звёздные войны" блистали сюжетными поворотами? I'm your father? Да я вас умоляю!), а в том, что сценарно полотно повторяет события "Новой надежды" чуть меньше, чем полностью. Иной раз даже настолько, что качаешь головой. Но вот какая штука: в детстве четвёртый эпизод меня страшно разочаровал. Я был столько наслышан о головокружительных космических сражениях, о блистательных схватках на световых мечах, пришёл в кинотеатр и получил очень мало, особенно в отношении световых мечей. Да и оборвалось всё будто на полуслове. А вот нынешний эпизод за номером семь такого разочарования не принёс. Оправдал все ожидания с лихвой, мальчишку внутри разбудил так, что до сих пор никак не уснёт. Да, никаких откровений здесь нет, но нужны ли они? Магия погружения может работать по-разному: как у Захарова в "Обыкновенном чуде", или как у Земекиса в "Назад в будущее", или вот как здесь. Разные манеры повествования, но эффект один: тебе хорошо и радостно.

Мне радостно.

Tags: starwars, кино
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments