кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Интерстеллар: о пятом фундаментальном взаимодействии

Поскольку про фильм куплетов спето уже очень много, заострюсь на одном моменте, который мне показался чертовски любопытным. Бесспорно, перед нами настоящая научная фантастика уровня Стругацких, каковой не рождалось, увы, давно. А самое важное в фантастике, как и заповедано мастерами жанра, вовсе не технологическая дотошность, а философическая глубина: "научность" нужна здесь не столько для выдумывания квазиреалистичных техногенных конструктов, сколько для попытки осмыслить человеческое существование. Мораль, устремления, мотивы и так далее. И если к техническому моделированию в фильме можно придираться (что, на мой вкус, довольно скучно, и чего лично я делать совсем не люблю), то гуманистическая драма тут безупречна. Однако, самое интересное в картине рождается на стыке этих двух аспектов композиции: человеческих страстей и квантового теоретизирования. Интерстеллар-то, собственно, о любви.



С одной стороны, очевидная вещь, что любовь - одна из центральных тем фильма. С другой - любовный лейтмотив здесь настолько деликатен, что его ключевую, сюжетообразующую роль легко не заметить. Однако, если в нём вдумчиво разобраться, становятся понятны и объяснимы многие изгибы фабулы, в том числе и чисто физические.

В сцене, когда герои выбирают, на какую планету им отправиться дальше - Эдмундса или Манна - Амелия произносит очень важный монолог, кажущийся на первый взгляд обычными сентиментами. Она фактически предполагает, что любовь - явление не просто не детерминированное биологическими инстинктами, но и зачастую противоречащее им - сродни гравитации; в том смысле, что так же, как и гравитация, умеет пронзать пространство-время.

И дальнейший сценарий фильма принимается косвенно подтверждать её слова: "правильным" выбором, конечно же, оказывается планета Эдмундса - "выбор сердца". Такой разворот может показаться сопливым и подростковым, а вовсе не философским, но только лишь до тех пор, пока мы не попробуем предположить пресловутую любовь - в рамках нашего псевдонаучного фантазирования - своеобразным "пятым" фундаментальным взаимодействием.

Однако, если мы сделаем такое допущение - многое в фильме сразу встаёт на свои места. Например, развёрнутые в чёрной дыре книжные полки Мёрф. Очевидный технический вопрос: если люди будущего научились контролировать пятимерное пространство и подчинили временной континуум, зачем им понадобилась такая сложная процедура? - теперь легко получает ответ. Построение трёхмерной модели пятимерного пространства было возможно для демиургов не "вообще", а исключительно в отношении конкретного человека и объекта, которые связаны между собой любовью. Только сочетание Купер + Мёрф + детская комната, рождающее любовь и взаимодействие невероятной мощи, позволило пронзить пространство-время!

Нечто подобное, только без привлечения квантовой теории, было в финале, пардон за тавтологию, восьмой Финалки (и также являлось на протяжении всей игры принципиальным лейтмотивом): потерявшиеся в пустоте герои находят друг друга, обращаясь к "своему заветному месту", где обещали всегда друг друга ждать. Книжные полки Мёрф оказываются для Купера таким же "заветным местом", пробуждающим туннелирующие особенности любви. Не знаю, держал ли Нолан подобную интерпретацию в голове, когда всё это придумывал, но по-моему, это гениально. Было бы здорово увидеть развитие этой темы и дальше в фантастике, в первую очередь, фантастике научно-философской. А мне свежими идеями имеет смысл дополнить свою формулу любви .

P.S. Когда мы выходили с сеанса, Изначальный Друг Артёмка заметил (практически дословно повторяя слова отца Тэдзуки Осаму в 1942 году, после закрытого просмотра "Белоснежки", чему я был поражён): "Я не понимаю, как можно хотеть воевать со страной, которая снимает такие фильмы?!"

И мне вот тут подумалось: если предположить существование элементарной частицы-переносчика фундаментального взаимодействия человеческой любви, то сразу становится понятно, что будет для неё античастицей...
Tags: кино, мысли, теория
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments