кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Ликбез в деталях: Замок чёрных драконов

Часть первая, ностальгическая

Пока я вам тут думал, как свежее и округлей рассказать про чёрных драконов и манящую, сумрачную их обитель, в очередной раз понял незамысловатую вещь: Хероёзы Меча и Магии так прочно засели в нашем детстве (или это детство наше напрочь застряло в них?), что избавиться от этого ни за что уже не получится, да и не захочется. Мы обречены постоянно, пусть даже во сне, возвращаться под стены сказочных замков, где драматический баритон выплетает свою арию, и астрологи объявляют очередную неделю саблезубых белок.

Но поскольку у нас с вами ликбез в деталях, мы проследим историю лишь одного замка, одной фракции, от самой её зари до сегодняшних дней. В два присеста, чтобы друг друга не утомить. Конечно же, самой титульной и обложечной в мире Хероёзов была и остаётся фракция Рыцарей (Людей, Замка, Гавани - кому как сытнее), но таковая всегда представлялась мне слишком уж традиционной и архетипической. Кроме неё же лишь одна сумела поприсутствовать в каждой «геройской» части, ведь именно в ней живёт и самый, пожалуй, главный символ серии. Тот, кого узнают на улицах, кому уступают место в трамваях (как самому грозному в смысле характеристик и способностей юниту) и кого зовут на подмогу в пятикратном размере при помощи пароля «три-два-один-шесть-семь» (вы ведь понимаете, о чём я, не так ли?). Чёрный дракон. Именно о нём, о его ареале обитания, сопартийцах и хозяевах мы и поведём речь.



В первой серии Героев дракон ещё не был чёрным, а вполне себе фиолетовым, с бирюзовыми варикозными расширениями на перепончатых крыльях, и принадлежал грозной фракции Чернокнижника. Мало того, что это была самая могучая, безудержная и абсолютно разбалансированная армия в игре, так ещё и сказочных тварей в ней собралось больше всех. Если эльфы Чародеек и огры Варваров худо-бедно походили на людей, то Чернокнижники подобной казуальщиной брезговали: их воинство дружным маршем сошло со страниц средневековых бестиариев. К слову, визуальный стиль первых Хероёзов, такой аляповатый и нарочито сказочный, немало способствовал этому уникальному духу настоящего европейского средневековья. Сегодня, в эпоху корейского онлайнового дизайна, эльфов с ослиными ушами и доспехов, похожих на вывернутый наизнанку кухонный комбайн, такая трогательная эстетика – настоящая драгоценность.



Никогда не понимал, почему кентавры, да ещё и вооружённые луком (ну да, да, я по гороскопу Стрелец, мне обидно!), в Хероёзах всегда представляли первый, самый слабый эшелон. Когда в далёкой середине девяностых я вёл своих кентавров в бой (тогда ещё я не знал, что нужно смотреть на характеристики), то никак не мог понять, почему эти могучие неистовые дикари гибнут пачками?! Ситуация изменилась, когда бразды правления серией перешли в руки Убисофта: в мире Асхана кентавры стали элитными воинами (и это одно из немногих удачных нововведений наших франкофонных товарищей), но, увы, покинули Чернокнижниковы подземелья. Такими же перебежчиками окажутся вскоре и горгульи с грифонами, и даже гидры (последние, правда, быстро вернутся к родным пенатам), а вот минотавры закрепятся навечно и станут второй, наряду с драконами, визитной карточкой фракции. Кстати, лишь в первой части они вооружены кистенём. Здесь дизайнеры ещё не озаботились такими вещами, как единообразие фракции, корпоративный стиль и цвет (не столь уж, по большому счёту, важными – главное, ведь, чтобы пёрло!). Однако, обратите внимание, что уже здесь у всех юнитов, кроме дракона, присутствует какой-нибудь синий аксессуар. Особенно у гидр.



В следующей серии игры, The Succession Wars, армия Чернокнижника, как и все прочие, сохранила свой состав в неизменности, но переселилась в мрачный готический замок среди гор и приоделась в чёрное с золотом. Теперь здесь очень красиво поют, над болотами плывут туманы, а драконы бывают трёх видов: зелёные вырастают в красных, а красные – в чёрных, которым практически невозможно противостоять. Как и раньше, силы Чернокнижника на 50% состоят из крылатых существ, от чего просто захватывает дух. Значение летунов в The Succession Wars переоценить невозможно: в отличие от грядущего Restoration of Erathia, здесь способность летать означает не просто пренебрежение к пересечённой местности, а перемещение в любую точку поля брани и моментальную блокировку любого вражеского стрелка!



Вторая часть до сих пор остаётся моей самой любимой. Да, здесь далеко не идеальный баланс, и разнообразие не как в третьих Героях, однако, на мой вкус, именно у вторых самая большая душа. Фигурки тут сделались мельче, чтобы их больше поместилось на экране во время батальных сцен, однако сохранили и преумножили главное: идентичность и ненаглядность. Спрайты вторых героев, я считаю, следует вышивать крестиком и выкладывать мозаикой в минуту душевной невзгоды - настолько гармоничны их пропорции. Они по-прежнему нарисованы и анимированы от руки, пиксель за пикселем, а самое главное – изо всех сил стараются не впадать в штампы! Например, минотавры, как и в предыдущей серии, вышагивают на нормальных человеческих ногах и в пинеточках, как и предписывает нам каноническая мифология. А вовсе не на кривых и с копытами, как заставляет массовая культура! А ещё здесь самые чудесные гидры. Аккуратные, жирные, толстые, змеючие, золотистые – ничего лишнего. Были бы ещё чуточку побыстрее – совсем сказка! Ну и чёрный дракон... Кавайный друг всех детей, смертельная гроза всех остальных, особенно тех, кто полагается на магию.



Обласканные аудиторией третьи Герои, самые знаменитые и долгоживущие в смысле играбельности, предприняли кардинальный кавардак в составе знакомых фракций. Как сказал классик: «Не переживайте, это для баланса!» И наш мрачный пандемониум преобразился серьёзно. Новое официальное название фракции – Подземелье (хорошее, между прочим, и вполне подходящее) – диктует свои требования. И хотя здесь по-прежнему чувствуется влияние Древней Греции, произошёл серьёзный крен от тёмной романтической мифопоэтики в сторону хтоничности. Горгульи, кентавры и грифоны разлетелись-разбежались и отчего-то примкнули к силам добра (причём все трое – к трём разным силам этого самого добра), а симпатичные пузатые гидры уползли на болота, где отрастили лапы и сумбурные разноцветные гребни. На смену им всем пришли слепые, шипящие троглодиты (на мой вкус, совсем неприятные, зато истинно хтонические), DnD’шные созерцатели (фланирующие на длинных жгутиках глаза, тоже крайне не выразительные) и химерические мантикоры. А ещё наконец-то присоединились медузы, в прошлой части игры незаслуженно пребывавшие в стане нейтралов, однако более чем соответствующие подземно-чернокнижному стилю.



Чёрные драконы здесь по-прежнему хороши и смертоносны, летунов по-прежнему трое, сильных стрелков добавилось, однако в целом (в частности, в связи с появлением в рыцарском Замке архангелов, а также из-за нежити, чудовищно нечестной на XL-картах) наша фракция теперь сделалась скорее сильной среди равных и лавкрафтианского ужаса источать перестала. А в дизайне Подземелья (да и всей, чего уж там, игры) стало ощущаться сильное смещение в сторону казуальности. Если первые две части Хероёзов, хоть и оглядываясь на другие игровые вселенные, представляли виденье существ своё собственное, трогательное, пусть и слегка инфантильное, то теперь эстетические каноны Dungeons and Dragons принялись торчать отовсюду. Минотавры превратились в антропоморфных быков с деформированными коленцами, медузы, повинуясь стереотипу фильма Битва титанов, взяли в руки лук со стрелами, мантикоры зашелестели перепончатыми крыльями, совсем забыв, что писал о них Аристотель. И хотя фракция по-прежнему смотрится гармонично и атмосферно, вот то непередаваемое ощущение мрачной, таинственной античности куда-то подевалось. А жаль.



Сразу скажу, что у меня нет типичного отвращения к печально известным четвёртым Хероёзам. Многие идеи в смысле игрового процесса показались мне здесь весьма любопытными и свежими. Однако есть факт, оспаривать который бессмысленно: это удручающе скверный внешний облик игры. Зависимость городского пейзажа от местности, в которой город стоит, была красива в концепции, но на деле получилось скучно и грустно: города потеряли своё уникальное лицо, и зачастую было сложно отличить, в Академию ты забрёл или в Некрополь. Кстати, наш замок чёрных драконов теперь называется не Подземелье, а… многие любят переводить Asylum как «Пристанище», но меня (because I’m Batman! ©) так и тянет называть его Психушкой.



Поскольку сюжетно действие игры переместилось в совсем новый мир, именуемый Аксеот, весь бестиарий снова перетряхнули и вывернули наизнанку. Так и в нашей Психушке бандиты теперь соседствуют с орками, а ифриты – с кошмарными жеребцами. Общее ощущение от фракции осталось близко таковому из предыдущей серии, но теперь утратилась всякая гармоничность. Армия похожа на солянку, наспех состряпанную в голодную пору из попавшихся под руку ингридиентов. И опять же, если в теории некоторые дизайнерские идеи Четвёрки я приветствую (например, возвращение оркам свиных физиономий вместо скучной, шаблонной зеленокожести, или придание медузам ног вместо змеиного хвоста, как и положено настоящим древнегреческим горгонам), то реальное воплощение это идей по-плохому пугает. Модельки выглядят неопрятными, грубо сколоченными гомункулами, передвигаются скверно и колченого, разглядывать их совсем не хочется. Вообще переход от рисованных спрайтов к типовым для того времени рендерам трёхмерных моделей я совершенно не приветствовал. Но если в третьих Героях в таковых рендерах ещё сохранялась частичка «геройского» волшебства, то здесь всякая сказочность была безвозвратно утеряна.



Утрата серией шарма предвосхитила крах и компании разработчиков New World Computing, и материнской конторы-издателя 3DO. С этого момента для Хероёзов начинается новая жизнь, с чистого листа, в неизведанной вселенной. Пошло ли это на пользу игре, замку чёрных драконов и нам с вами, поговорим в следующий раз.


____________

Вторая часть о замке чёрных драконов

Прошлые выпуски Ликбеза в деталях:
Муглы
Бархатная комната
Tags: art, дизайн, игры, конец 80х - начало 90х
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…