кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Утомлённые поршнем

Третьего дня мне довелось - что удивительно, в телевизоре! - увидеть премьерную картину Никиты Сергеевича Бесогона "Солнечный удар". Вообще сам маэстро Михалков (как художник, так и внешне) напоминает кота Баюна: он усат, обаятелен, гладок, сладок, златоустен и профессионален в любом своём эпическом полотне, заводит ли песнь, говорит ли сказку. Но вот беда: время от времени попукивает.



Это же чувство оставляет и последняя его картина. Она красива, гладка, ладна, размашиста и более чем смотрибельна, но нет-нет да и испортит воздух. Соединить Бунинские "Окаянные дни" с "Солнечным ударом" получилось уместно и легко: повествование здесь не спотыкается, ретроспекции вплетаются динамично, кульминация разжигается грамотно и эмоционально - словом, мифологической хватки маэстро к седым усам не утратил. Но именно поэтому периодические попукивания режут здесь глаз куда сильнее, чем если бы перед нами был фильм молодого новичка.

Прежде всего, меня смутило использование в фильме компьютерной графики. Михалков здесь снимает, конечно же, по голливудским эпичным лекалам (в отличие от брата и его последнего фильма), и очевидно, что в таком формате рассказать (в очередной раз!) о "России, которую мы потеряли" без спецэффектов сегодня уже не получится. Более того, местами CG здесь вполне уместно. Но иногда - р-раз! - и как будто в оркестре какой-то лютый тромбон даёт петуха. И мы видим монструозные lens flair-эффекты из эпохи 80-х, грубые наложения "оживающих" фотографий, одна из которых стоит в рамке прямо на морском дне... Что это? Как это? Вроде бы не студент режиссёрского факультета за рулём?

Но бог с ним, с визуальным рядом - всё же по большей части он здесь ярок и симпатичен, и (что особо ценно) намного деликатнее в своём стремлении показать сочную "русскость", чем лапотно-вульгарный "Сибирский цирюльник": тот, не к ночи будет помянут, просто-таки сочился сияющими куполами и блинами с красной икрой; нынешняя же картинка сдержана и живописна. Самый страшный момент фильма, чуть не спровоцировавший у меня инфаркт от фейспалма, связан с образностью и символикой - вот тут пук получился поистине маловысокохудожественный! Я, разумеется, говорю о сцене секса между Поручиком и Незнакомкой. К тому, что в центре внимания (как, впрочем, и всегда у Михалкова в интимных эпизодах) окажутся громадные капли пота и раскачивающиеся с позвякиванием, точно кадила, нательные кресты любовников, я был полностью готов. Ну нравится Бесогону, когда в кино Русью пахнет - не вопрос, "у каждого свои недостатки". Самый ужас настигает нас минуту спустя. Внимание: во время эротического апогея нам показывают бешено работающие поршни пароходного двигателя. Ещё раз. Поршни двигателя. Во время секса. В фильме человека, который снял "Своего среди чужих..." и "Неоконченную пьесу для механического пианино". ЧТО ЭТО, я вас спашиваю?! КАК ЭТО?! Нет, я бы мог предположить, что это такая замысловатая ирония. Но фильм наполнен такими символами и цитатами (например, эйзенштейновская коляска на лестнице), что мысль о какой бы то ни было иронии отпадает сама собой. И тут нате вам поршни!

Ну и самое главное. Не покидает тревожное чувство дежавю. Нет, понятно, что художник - существо с уникальным авторским виденьем, и все его творения так или иначе будут похожи друг на друга. Но "Солнечный удар" копирует "Утомлённых солнцем" (самых первых, самых удачных) практически во всём: в темпе, в эстетике, в акцентах, в аллюзиях, даже в микроскопических сюжетных поворотах. Даже комиссар Егорий перед погружающимися на морское дно офицерами, тянет крёстное знамение ко лбу абсолютно (в художественном смысле) так же, как Меньшиков, пытаясь закурить, поднимает судорожную руку перед плывущим в небесах портретом вождя. В итоге получается, что Никита снял ещё раз точно такое же кино, какое уже делал - вполне себе осмысленное и живое - но зачем-то нашпиговал его сочленяющимися поршнями. И всё это немного сомнительно.
Tags: кино
Subscribe

  • Эстетика «Кромешных тайн Эпиотики»

    Сегодня я вам расскажу (а многим – напомню) о дизайнерской философии «Кромешных тайн Эпиотики», моей детективной (J)RPG во вселенной «Тентаклиады».…

  • Кромешные тайны Эпиотики

    В связи с тем, симпатичнейшие, что за последние пару недель прибыло assez bien новых читателей сего скромного блога, равно как и из-за того, что…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Эстетика «Кромешных тайн Эпиотики»

    Сегодня я вам расскажу (а многим – напомню) о дизайнерской философии «Кромешных тайн Эпиотики», моей детективной (J)RPG во вселенной «Тентаклиады».…

  • Кромешные тайны Эпиотики

    В связи с тем, симпатичнейшие, что за последние пару недель прибыло assez bien новых читателей сего скромного блога, равно как и из-за того, что…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…