кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

«Квартал» Быкова

Вообще Дмитрий Львович, без сомнения, умница. Хотя бы по двум причинам: во-первых, в черепе у него роится сонм идей поистине неисчерпаемый, а сам хозяин черепа без устали эти идеи записывает; во-вторых, он совершенно, кажется, свободен от вот этой пораженческой, экзальтированной истерики, которая нынче сделалась эпидемией среди нашего либерального брата. Поэтому, определённо, его надо читать и читать много. С другой стороны, при всей трезвости мысли и анализа, Дмитрий Львович не владеет ясновиденьем: его прогнозы зачастую не сбываются (хотя с президентским приёмом Парада Победы в Севастополе получилось в точку!), а идеи из-за своего изобилия периодически не достигают цели.

Я начал, так сказать, с конца - с последней быковской книги "Квартал" - и, наверное, это было тактически неверным решением, потому что "Квартал" - не самый сильный роман. Насколько я понимаю, автор носится с идеей привнесения в литературу игровых механик (в качестве оживления оной) уже довольно давно, со времён появления на горизонте "Голодных игр". Читателя, утверждал сам Быков, следует сделать героем романа. На мой взгляд, идея всё равно запоздала и несвежа: Павич уже от души наигрался с постмодернистскими штучками вроде гипертекстов и романов-кроссвордов, книжки-игры с сюжетными ветвлениями я проходил ещё в школьные годы, да и пресловутые "Голодные игры", уж пардоньте, ни одного велосипеда не изобрели, всё украдено до нас. С другой стороны, полноценный роман-игру или роман-прохождение - не как развлекательный гибрид, а как вещь в себе - написать стоило обязательно: и публика доросла, и техника дошла сама на лыжах, и болото жанрового кризиса нужно расшевелить.

"Квартал" замечательно справляется с рядом художественных и смысловых задач, причём с первыми ситуация здесь значительно лучше, чем со вторыми. Быков очень тонко переживает некоторые вещи, особенно ушедшие безвозвратно, поэтому картинки из детства и воспоминания выписаны тут с пронзительной остротой - в эти моменты "Квартал" лучше всего реализует свою игровую функцию: примерами-набросками от возбуждает читателя к собственному поиску воспоминаний, ключевых мест и предметов своей жизни, к написанию личного "Квартала". У Быкова очень непростые отношения с ностальгией. С одной стороны, видится трепет и нежность, с которыми Дима предаётся сентиментальности, с другой - он всё время пытается откреститься, освободиться, распрощаться с удерживающими переживаниями и призраками прошлого. Собственно, эта диалектическая борьба и составляет всё смысловое наполнение романа: главная - и чуть ли не единственная - мысль, проходящая через всю книгу, это "не бойтесь жечь за собой мосты". Оторвитесь. Воспарите. Станьте свободными. Признаться, для меня как-то бедновато. Из жанра, который в теории призван сделать читателя зодчим фантазии, инженером-конструктором и ролевиком-приключенцем в одном флаконе, можно было бы вытянуть гораздо больше, чем банальная, к тому же спорная, истина.

Когда я подбирал себе быковские романы, которые надо освоить в первую очередь, я натолкнулся в интернетах на типичный для многих рецензий паттерн. Читатели, говоря о самых разных текстах Быкова, в один голос отмечают такую вещь: первая половина книги читается запоем, окуная в язык и детали; вторая - пролистывается, потому что зеваешь и просто хочешь поскорее узнать, чем же всё, наконец, закончится. К старенькому роману Быкова "ЖД" (который я одолел следом за "Кварталом", который прекрасен и о котором я расскажу вам в следующий раз) это не относится. А вот "Квартал" грешит именно такой ассиметрией. Я прочитал книжку несколько месяцев назад и вот сейчас уж и не вспомню подробно, чем она закончилась. Вообще, в "Квартале" чем ближе к концу - тем всё лапидарней и безыскусней. При том, что начало замечательное и обещающее. Я с удовольствием разгадывал первые ребусы и квесты, а потом надоело.

Конечно, хитроумный автор может попенять мне, что я не проходил роман-игру, как было велено, а всего лишь читал, потому и эффект не торт. Однако, этот финт может прокатить только с читателем, никакого отношения к видеоиграм не имеющим. Увы, Дмитрий Львович, видеоигры - это моё родное. И должен заметить, что по-настоящему достойная игра интригует в любом виде: не только когда ты сам играешь в неё, но и даже когда смотришь трейлер или летсплей. Даже когда читаешь прохождение! В детстве у меня не было приставки, и компьютер тянул далеко не всё, во что хотелось поиграть, но я с удовольствием листал игровые журналы и книжки с прохождением: хорошее воображение позволяло погрузиться и так. Так вот "Квартал" - как игра - до конца погрузить в себя не может. То есть, он пытается, но выныриваешь ты очень быстро и остаток дистанции проплываешь сажёнками по поверхности. Всё же от такой грандиозной задумки, как плод любви игр и литературы ждёшь чего-то мощнее. Ну что ж, не беда: допишу Тентаклиаду, сам возьмусь.
Tags: книги
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments