кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Вихри пушистиков веют над нами

Многие полагают, что основное призвание инди-игр – генерация новых смыслов для игровой индустрии. Дескать, это такой бурлящий котёл, в котором кипят, «в громадный свиваяся клуб», свежие, оригинальные идеи. Это, пожалуй, не так. Инди-сцена не так уж и много порождает новшеств, тем более удачных, да и главная сила её совсем в другом.

Колоссальные проекты Трёх «А», сияющие на солнце бюджетом и графической монументальностью, очень часто вынуждены быть не такими, как хочется, а такими, как надо. Надо для того, чтобы окупить, накормить и спать уложить. Инди-игры, от природы не обременённые подобной ответственностью, могут быть такими, как хочется. В этом их основное преимущество. Не всегда причёсанные, не всегда изящные и стройные, иногда в чём-то нелепые – это игры, которые могут напомнить о том, во что мы играли в детстве. Что-то там такое, знаете ли, всколыхнуть, отчего сразу станет понятно: вот игра, в которую хочется просто играть, безо всяких там буржуазных издевательств.

Удивительный и совершенно недоступный моему разумению человек-оркестр Дин Додрилл сделал именно такую игру. Игру, в которую хочется играть не потому, что так диктуют индустриальные тренды, а потому, что она нравится лично тебе.




Все знают, кто такие пушистики. Они же фурики, они же антро. Кто-то их обожает, кто-то люто ненавидит. Я всегда с безграничной симпатией относился и к Королю-Льву, и к Чипу с Дейлом (и Гаечкой), и к лисёнку Вуку. С другой стороны, обилие тетрадно-подростковой порнографии, какой кишмя кишат Девиантарты, вызывает у меня серьёзные сомнения.



Игра о приключениях воина Даста – страдающего амнезией пушистика салатного цвета – создана полностью в стилистическом ключе антропоморфизма. Это может слегка смутить непосвящённого игрока, особенно, если тот сперва взглянет на официальный сайт-блог и внутриигровые рисунки персонажей. Последние, признаться, местами пугают, ибо несовершенны, как и пресловутое творчество юных фури-поклонников. Однако эта напрасная паника быстро проходит, когда мы берём в руки саму игру и нашего героя в рисовой шляпе как у лорда Рейдена.



До сих пор не понимаю, как мистер Додрилл умудрился завершить такой титанический труд почти в одиночку. Облик игры, её течение и исполнение практически безупречны. Ещё до того, как управление вверяется нам, челюсть норовит немного отпасть: какая подробная картина, какие изящные и плавные движения сказочных зверей на экране! И это всё нарисовал, срежиссировал, заставил дышать и двигаться один человек! Один! Без ансамбля! Скрупулёзная работа заняла много лет, но результат поражает. Помните классическую диснеевскую анимацию – не угловатую и дёрганую, популярную сегодня – а округлую, мягкую, живую, с чудесной анатомией и нюансами? Как в Бэмби или в Белоснежке? Вот, именно такая атмосфера, такое техническое совершенство царит в мире Фаланы.



Но это лишь увертюра: настоящее буйство развернётся, когда мы, наконец-то, начнём нажимать на кнопки. Таинственный пушистик Даст волочит за собой легендарный говорящий меч, с причудливо-анимешной геометрией клинка, а рядом кружится оранжевый маскот Фиджет – наполовину белка, наполовину летучая мышь с традиционным для маскотов навязчивым дискурсом и назойливым темпераментом. Даст зелёным ниндзя бегает и прыгает по кочкам, по-диснеевски богато размахивая хвостом и конечностями, Фиджет неустанно следует за ним по воздуху, а потом, когда эта троица – Даст, Фиджет и говорящий меч – добираются до сражения, наступает феерия. Одной кнопкой Даст рубит врагов в фуречную капусту, другой кнопкой Фиджет выплёвывает в неприятеля волшебный снаряд. Но главный источник чудесного безобразия – это третья кнопка. С её помощью Даст принимается быстро крутить свой клинок на пальце, создавая вокруг мощнейший вихрь. Этот вихрь – краеугольный элемент игрового процесса.



Если в завихрение попадёт снаряд Фиджета, то он преумножится, точно Христовы хлеба и рыбины, и десятки сверкающих стрел будут носиться в механически прекрасном беспорядке вокруг, разя всех на своём пути (а со временем маленькая летающая белка овладеет и другими стихиями – то-то начнётся фейерверк!). Подпрыгнув, Даст в собственном вихре превращается в смертоносный штопор, носящийся по воздуху туда-сюда в разных плоскостях. А ещё физике вихря подвластны все объекты на экране. Врагов неумолимо затягивает в эпицентр, деревья с плодами клонятся к жонглирующему герою, и даже всяческий лут и шмот не исключение: разбросанные по кочкам и пригоркам, ценные предметы взлетают и несутся к Дасту на всех парах. Здесь есть и многочисленные акробатические связки ударов и балетные комбо-броски, но отчего-то, ставшие привычными и обыкновенными в тех же God of War или DmC, здесь они обретают особую, ностальгическую свежесть.



Сюжетные перипетии игры, с другой стороны, свежими не назовёшь, но с ностальгией здесь полный порядок: драматические повороты если не предсказуемы, то совершенно точно узнаваемы – однако почему-то не раздражают. История двух антропоморфных народов – традиционных пушистиков и луннокровок – с перетасовкой хороших и плохих, сочленением душ и воспоминаний в одном теле и дилеммой безупречного воина пришла к нам прямиком из 90-х. Под разными соусами она преподносилась нам не раз и не два, однако здесь она рассказана так просто, наивно, с тем детским азартом, с каким я лет двадцать назад пересказывал пацанам во дворе Гайвера и ТМНЧ. Неумело, но глаза горели, слюни восторга летели в слушателей (прямо в их горящие глаза). Кстати, рисовал я в те времена примерно так же, как выглядят фурики в этой чудесной игре сейчас: аляповато, неточно, криво, но зато от души.



Вообще, здесь очень многое напоминает о сказочных девяностых. Например, девушка-кузнец в джинсовом комбинезоне, в которой недвусмысленно читается темперамент и мастерство Гаечки, хоть она скорее заяц, чем мышь. И даже зовут её Хейли – почти как Кейли Фрай, Гаечку из Светлячка. Она занимается прокачкой и разработкой экипировки для Даста и, в общем-то, проходной персонаж в контексте глобального повествования, но теплота игры раскрывается именно в таких вот характерах и оттенках, и в бесконечном внимании к этим оттенкам со стороны героического мистера Додрилла.



Вряд ли когда-нибудь Дасту удастся снискать популярность прима-балерин вроде Байонетты или Эцио Аудиторе, но ему это и не нужно: блистательная хореография и чуть-чуть неуклюжее очарование прошлого позволяет ему, не выходя из занимаемой ниши, дарить столь же сильные – а то и сильнее! – эмоции, что дарят и упомянутые звёзды большого балета.

_______
В этой статье речь идёт об игре Dust: An Elysian Tail для MS Windows, Xbox 360, Linux и OS X
Tags: игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments