кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Ликбез в деталях: Муглы

«О, ты действительно много знаешь, брат!» - «О да, я знаю…»
(Могстер и его брат. Qu's Marsh, Final Fantasy IX)


Маскот – штука архетипическая, как, скажем, либерализм. Сколько ни пыжатся одни разглядеть всю её меркантильную сущность, сколько ни используют другие её в своих корыстных интересах – ты понимаешь, что эта штука (как маскот, так и либерализм) всегда, зараза, остаётся выше, глубже и больше, чем вся эта идеологическая и коммерческая возня. Хоть и придумали её люди, но есть в ней что-то такое… вечное. Бездна, которая вглядывается в тебя. Добрая бездна.



Сегодня мы поговорим как раз о такой бездне. Кавайной, пушистой, с красным помпоном на ниточке. Поговорим о бездне, без которой невозможно представить мультивселенную Final Fantasy. Сегодня у нас муглы, друзья!


От истории к истории, от мира к миру, муглы участвуют в перипетиях Последних Фантазий с разной интенсивностью и степенью вовлечённости, но никто так не связан узами ассоциаций с игрой, как они. Разве что, старина Сид да чокобо, но о них как-нибудь в другой раз. Мы говорим партия, подразумеваем – Ленин. Мы говорим муглы, подразумеваем – Финалка. Даже несмотря на то, что в самой первой игре никаких муглов не было и в помине. И даже во второй! В набросках фигурирует загадочный народец клайоны, заселяющий холодные, северные земли Final Fantasy II. Однако клайоны, вместе с многими другими существами, остались только в эскизах: вместо них в игру попали бобры, позаимствовавшие у будущих муглов историю и спрайты.



Впервые полноценные муглы появляются в Final Fantasy III как телохранители древнего колдуна Доги, умные, расторопные и с небывалой магической мощью. В те далёкие времена муглы ещё не научились говорить «Купо!» и просто мяукали (някали! Самураи не мяучат, а някают!), как бы намекая нам на свои кошачьи корни. Кстати, несмотря на внешнее сходство с котятами, этимологически муглы совсем иной природы: считается, что японское слово モーグリ (Mōguri) – это комбинация крота (mogura) и летучей мыши (koumori). От последней ребята явно заполучили лиловые крылышки, а вот для рытья подземных нор белая шуба, пожалуй, не лучший вариант. Миллерам и Проппам будущих лет придётся изрядно поломать голову над этими вопросами.



Так или иначе, муглы, совершив уверенный дебют, внезапно пропускают четвёртую Финалку, чтобы появиться в пятой части. Здесь у них пока ещё неканоничные, вертикально-голубые глаза, но зато их уже целая деревня, затерявшаяся в зелёной листве! Здесь муглы наконец-то начинают говорить «Купо!», правда… только «Купо!» и ничего больше, предпочитая в основном телепатию. И здесь герои игры впервые примеряют костюмы муглов на себя, чтобы добраться до сундука с сокровищами в этой самой деревне.




В шестой части муглы заявляют о себе в серьёз. Они живут в шахтах Нарше, стараются прятаться от людей, однако, в трудную минуту приходят непутёвым человекам на помощь. И наконец-то за муглов здесь можно играть!



Великолепный и неподражаемый Мог – для своего народа практически как Моисей. Путём усердных медитаций и сновиденческого общения с громовержцем Раму, он освоил человеческую речь и оказывается не только единственным муглом, разговаривающим с людьми и не сторонящимся их, но и единственным муглом, который остаётся в живых после Конца Света. Мог по профессии Танцор и могущественный Геомант, у него самые высокие показатели защиты в игре и он ловко фехтует копьями и кинжалами. Впервые у Мога и его соплеменников здесь появляется новая физиогномическая черта, которая впоследствии станет характерной для муглов: кавайно прищуренные глаза ^_^



Культурное наследие Мога оказывается таким мощным, что в Final Fantasy VII все муглы называются могами. Правда роль их здесь крайне незначительна по сравнению с предыдущей частью игры: чаще всего, моги здесь – это непосредственно маскоты, рекламные куклы, маячащие то тут, то там, при аттракционах или игорных заведениях. Красные помпоны исчезли с макушек, видимо, чтобы посетители заведений их не отдирали. Кэт Сит, один из протагонистов игры (морально противоречивый, но мне чрезвычайно симпатичный), путешествует верхом на громадном шагающем автомате для гадания, выполненном в виде сильно растолстевшего мога.



Наметившийся в Семёрке закат мугловой цивилизации усугубляется в следующей серии игры. Муглы здесь вообще становятся художественным вымыслом и поэтическим пассажем. Единственный мугл, появляющийся здесь, так сказать, в натуре – это МиниМог, псевдохранитель. Он не только лишён красного помпона, но и совсем уж становится похожим на котёнка.



Но самая тёмная ночь – перед рассветом: этот исторический спад предвосхитил самый мощный и пышный праздник муглов за всё существование Последний Фантазии.



Final Fantasy IX
– это, вне всякого сомнения, золотой век муглового общества. Культурным центром в Девятке является деревня суммонеров Мадайн Сари (да, друзья, это почти украинское название!), где муглы помогают шестилетней девочке не только призывать высшие силы, но и писать любовные послания хвостатым героям.



Помимо столицы, муглов теперь можно встретить повсюду: они исследуют древние развалины, размышляют о судьбах мира в бочках и горшках, постигают сложные техники на болотах Ку и даже подрабатывают сейв-поинтами, скрупулёзно записывая игровой прогресс пером в здоровенный фолиант.



Это настоящий Ренессанс. У муглов даже имеется собственная, опутывающая своими щупальцами всю Гайю, почтовая сеть Могнет (правда, в связи с глобальной поломкой центральной почтовой машины, письма муглов друг от друга доставлять временно приходится главным героям игры).



Красные помпоны, как гусарские султаны, снова горделиво реют над мимимишечными мордашками, а самих муглов теперь много – и они разные, как никогда. Наиболее значимых для истории имеет смысл вспомнить поимённо.



Имя великого Мога на этот раз носит мугл-девочка, лучшая подруга Эйко. У неё большой мохнатый воротник и оранжевый помпон вместо красного. В критический момент, когда злобные клоуны Зорн и Трон похищают Эйко и утаскивают её на гору Гулуг, замыслив недоброе и практически педобирское извлечение из девочки эйдолонов, Мог входит в транс, превращается в гневного зверя Мадина, самого могучего из Эйковых хранителей, и даёт негодяям отпор.



Артемисион одержим красотой своего меха, который у него фиолетовый и полосатый. Чтобы щеголять ещё пуще, он набриолинил себя маслом, которое использовалось в главной почтовой машине Могнета, израсходовал всё масло без остатка, сломал машину и переложил ответственную миссию по доставке мугловой почты на Зидана.



Стильцкин (судя по всему, названный в честь Румпельштильцкена, но мало имеющий общего с мифологическим трикстером) – знаменитый путешественник. У него золотистый мех, леопардовая бандана на голове и рюкзак-колобок за плечами, набитый припасами и картами до отказа. Он исходил всю Гайю, герои постоянно встречают Стильцкина в самых неожиданных местах, и всякий раз у него есть, что рассказать и что предложить.



В муглах Девятой Финалки, в их подаче, в их обществе есть что-то свифтианское, а скорее даже антисвифтианское. Если Джонатан наш Свифт преподносит фантастические свои народы в сатирическом ключе, то Итахана Тосиюки рисует в своих муглах то, каким должно быть человеческое общество. Муглы Девятки – это, в своём роде, люди Возрождения: пытливые, любознательные, верные, храбрые, свободные, умелые, разносторонние, но лишённые угрюмого имперского пафоса и не боящиеся смеяться над собой.



На этой возвышенной ноте давайте отвлечёмся от генеральной линии нумерных, так сказать, Финалок и посмотрим, что происходит с муглами на побочных ветках разлапистой, как акация, франшизы. Оказывается, и эти ветки муглы облюбовали, как толстые карастели.

В серии игр Final Fantasy Tactics они проходят победоносный путь от одиночного суммона, призываемого в оригнальной игре для лечения соратников при помощи заклинания: «Kupo! Round and round you go! Moogle!», до вполне себе играбельных персонажей в Tactics Advance и Tactics Advance 2. Здесь муглы особенно хороши в инженерном деле и эквилибристике, поэтому и профессии выбирают подстать: например, Специалист по Кремневым Замкам или Жонглёр. События серии разворачиваются в мире Ивалис, и потому здешние муглы (начиная с Tactics Advance) обладают уникальной физиологией: уши их длинные, как у зайцев, помпоны – увесистые и мохнатые, и сами ребята – постройнее. Многих из них (например, Монблана) мы ещё встретим.



А в серии Final Fantasy Crystal Cronicles муглы, наоборот, толстые, румяные, похожи на объевшихся коал и… зачастую безрукие. Они обитают здесь в различных подземельях и всячески оказывают героям посильную помощь: обеспечивают подземную логистику, открывают миниигры, возводят сооружения и (те, что с руками) приторговывают в магазине.



Торговлей промышляют и муглы в первой и второй играх Dissidia Final Fantasy, поставляя необузданным файтерам Космоса и Хаоса снаряжение и способности. Только выглядят они здесь блекловато: мелкие, с огромным клоунским носом.



Но вернёмся к основной линии Финалок. Конечно, повторить величественный успех девятой части цивилизация муглов уже не смогла. В Final Fantasy X муглы вновь – несуществующие порождения народного мифотворчества. Волшебница Лулу, модная чуть более, чем загадочная, использует в бою драчливые игрушки, некоторые из которых – куклы-муглы.



В онлайновой одиннадцатой части муглы – хоть внешностью своей очень напоминают о золотом веке муглового царства – закоренелые домоседы. Здесь они налаживают быт, садовничают, завхозят по-немногу, а по праздникам координируют внутриигровые ивенты.



Двенадцатая Финалка вновь отправляет нас во вселенную Ивалиса, и муглы здесь вновь похожи на Степашку, из Спокойной ночи, малыши!, особенно Ноно, брат того самого Монблана.




Вполне в духе остальных жителей Ивалиса, муглы очень любят многослойные и разнообразные наряды, равно как и затейливые атрибуты.



Пожалуй, после своих собратьев с Гайи, муглы Ивалиса – самая высокоразвитая цивилизация красных помпонов. Они держат ранчо чокобо, работают механиками на воздушных кораблях и телепортационных системах, а Монблан даже возглавляет один из охотничьих кланов.



Ивалийские муглы на сегодняшний день – последняя яркая вспышка в истории народа. К сожалению, тринадцатая часть Final Fantasy во всём своём троекратном воплощении превращает когда-то блистательный этнос в шутку.



Сначала – это просто вывеска на магазине, очертаниями отдалённо напоминающая нам о Crystal Cronicles, потом это странный спутник Сэры, превращающийся в многофункциональный перочинный нож, а потом вот это…



Грустно, очень грустно…

Есть муглы и в последней онлайновой Финалке, там даже есть Добрый Король Муглов Мог XII-й, выступающий в качестве босса.



Но все они кажутся здесь уже немного того… generic, как это принято называть. Вершинами развития краснопомпонных пушистиков по-прежнему остаются шестая, девятая и двенадцатая части основной серии. Но я по-прежнему верю (хоть и громоздко нависающая на сериалом тень Тецуи Номуры силится убедить нас в обратном), что рано или поздно муглы вернут себе былое величие и можно будет снова, как в детстве, погрузиться в добрую ренессансную сказку, купо.

Купо.

____________

Прошлые выпуски:
Ликбез в деталях: Бархатная комната
Tags: anime, art, ps2, ps3, дизайн, игры
Subscribe

  • GRIS: поэзия принятия неизбежного

    Нежное чадо испанской Nomada Studio, преисполненная воздушной акварели GRIS – игра красоты совершенно невероятной. В её облике оживают лучшие…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments