кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Океан в конце дороги

Оказывается, Нил наш дорогой Гейман очень редко пишет большие романы. И даже не слишком большие – всё равно редко. Оказывается, «Дети Ананси» были его последним крупным текстом и написаны аж семь лет назад. Поэтому новый роман оказался ценным вдвойне.




Здесь, в общем-то, всё, как я люблю: море ностальгии, острый привкус ушедшего детства, множество живых и вкусных деталей-воспоминаний, совершенно не фантастических, а настоящих, на которые каждый, взрослея, опирается, и которые, по большей части, и создают нас взрослых. Они – эти детали – пронизывают всё повествование, и они, пожалуй, самое важное и самое ценное, что есть в книге. Они – фундамент, на котором красиво и ладно выстраивается любая история, и с метафизикой, и без.

Привычный в устах Геймана жанр городской легенды в «Океане…» превращается в легенду деревенскую, однако вся начинка его остаётся прежней: привычные бытовые декорации – дома, автомобили, заросли, водосточные трубы – превращаются в могучую экосистему таинственных сущностей и всяческого волшебства. Как и положено по канону, волшебство у нас тут преимущественно мрачное – и оттого ещё более притягательное. Но есть и совершенно умилительные выдумки, например, грядки с торчащими хвостиками, на которых растут разноцветные котята.

Здесь постоянно слышатся голоса прошлых текстов Геймана – ненавязчиво и деликатно, не позволяя упрекнуть оного в самоповторах, но вполне достаточные для того, чтобы мы могли ощутить себя дома. Больше всего таких голосов здесь, конечно же, из «Коралины». Собственно, весь изначальный конфликт нового романа выстраивается по тем же принципам. Однако эстетика этого конфликта получается иной: если в «Коралине» всё было герметично, локально, как в классической английской сказке, то здесь кукольность получает космический размах. Не могу сказать, хорошо это или плохо (для завязки – точно хорошо, для развязки – спорно), но вкус у книги получается свежим.

Чрезвычайно задался в этот раз антагонист. В смысле живописности образа и ожидания подвоха для меня он превзошёл даже Другую Маму, в сторону которой сам временами поглядывает. Цвета, текстуры, поступки его выписаны виртуозно и, чего уж греха таить, я бы так тоже хотел смочь! И если в «Коралине» на исчадие зла мы смотрим глазами исключительно детскими, то в «Океане…» это взгляд ребёнка через призму воспоминаний взрослого: из-за этого злой гений приобретает новые, жестокие оттенки и становится ещё страшнее и опаснее.

На мой вкус, книжка бледнеет к финалу. Вот то космическое, что присутствует в этом камерном повествовании, под конец обрастает философскими нотками, от которых чуть-чуть клонит в сон. Я понимаю, что довести сказку до яркого конца, взорвать финал хрустящими фейерверками развязок и смыслов – сама сложная задача для писателя. И я понимаю, что множество блистательных историй заваливают кульминацию, разочаровывают финалом. Но всё же: как мне кажется, можно было бы Нилу нашему в конце и поднажать. Ошарашить. Огорошить. А получилось всё несколько ожидаемо и слегка сонливо, хоть я и не зевал.

Ну и слишком коротко! Разумеется, в англоязычной классификации литературных форм разница между повестью и романом зачастую весьма условна. Но с таким обширным и проникновенным послесловием о том, как ему было приятно писать, и как он к работе над книгой готовился, и как Стивен Кинг, добрая душа, напомнил ему, какое же это счастье, писать каждый день – вот после всего этого хочется от него либо чего-то совсем масштабного, либо такого же камерного, но ещё раза два! Но, учитывая геймановские темпы, ждать придётся, по-видимому, ещё долго. Хотя… чья бы корова мычала.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments