кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Первая сказка ночного города

Мифологию я люблю больше всего за то, что она универсальна. Настоящий миф существует вне времени, вне моды и вне тенденций. И при этом он всегда обретает новую, актуальную форму: в каждом времени, в каждом месте, в каждом тренде. Миф хорош тем, что его можно рассказать любым языком и на любой лад - и его глубинная, сказочная ценность не утратится. Поэтому всякую новую интерпретацию знакомых мифологий - будь то древнегреческие эпосы, сказки народов мира или просто DC-комиксы - я приветствую с живым интересом. Главное, чтобы интерпретатор был свеж на голову и талантлив на руку.



В мире Fables канонические сказочные твари, прямо как Американские Боги Нила Геймана, влачат неромантичное существование на задворках Бронкса, в организованном по такому случаю Фэйблтауне. Они работают клерками, лавочниками, чиновниками и проститутками, как и все остальные, обыкновенные нью-йоркцы - а помимо этого, чтобы остальные, обыкновенные нью-йоркцы не впадали при встрече в панику, они опрыскивают себя Гламуром, специальным заклятьем, позволяющим худо-бедно поддерживать человеческий облик. Мистер Бигби Вульф (тот самый злобный Волк, из всех сказок, где встречатеся злобный Волк) в этом направлении решил пойти дальше других: он взращивает в себе человечность не только внешне, но и по сути. Его профессия - детектив. Его перспектива на ближайшие несколько дней - распутать жуткое дело об убийстве в сказочном квартале Нью-Йорка, только для того, чтобы ещё сильнее в нём запутаться. Но вот как он будет это делать: по-человечьи, по-волчьи или где-то-по-середине (в стиле хьюджекмановского Россомахи, на которого местами смахивает)?

Сразу признаюсь в чудовищном, друзья: я совершенно пропустил предыдущее сериальное детище Telltale Games (наслышан, наслышан, но уж больно в уходящем году был переизбыток зомбей!), поэтому за идейного наследника взялся с незамутнённым рассудком. И сразу оговорюсь о моменте, меня лично смутившем и, насколько понимаю, перекочевавшем сюда прямиком из Walking Dead. Это, как в политологии, процесс принятия решений. Многие, слишком многие решения главного героя (а следовательно, и меня, чёрт возьми!) - выстраданные, обдуманные, сознательные - абсолютно ни к чему не приводят! То есть совсем! Всё, что мы можем получить в награду за душевные метания и за лёгкое поскрипывание извилин, это сухую надпись в левом верхнем углу: "Она оценила это" или "Они запомнят это". Больше никаких последствий. Сюжет закончится так, как он должен закончиться. Схожая беда была в Heavy Rain: первое прохождение захватывало и будоражило, при повторном начинали всплывать существенные сюжетные дыры и нестыковки. Но там хотя бы были множественные концовки, и принятые решения действительно влияли и на развязку, и просто на течение повествования. Здесь же интерактивность истории номинальна. По крайней мере, пока. Это огорчает, хоть и не смертельно: в жанрах квеста и визуальной новеллы ценнее всё же не столько ветвления, сколько интересно рассказанная история. Но совсем уж без ветвлений - тоже не дело.



А вот с историей картина обстоит замечательно. Сюжет развёртывается неспешно, таинственно, как вечер опускается на усталый город. Ситуации не прилеплены на скорую руку друг к другу (как это часто бывает, когда за игровую историю берётся любитель уровнево-узловой системы локаций), а мягко и деликатно вытекают друг из друга, и предыдущая постоянно придерживает интригу для следующей. Персонажи здесь действительно говорят, а не произносят шаблонные реплики; при этом говорят ровно столько, чтобы сохранить напряжённость событий и распалить интерес. И так радостно узнавать в этих скрытных характерах давным-давно знакомых героев.



Местный Ниф-ниф, например, не может себе позволить Гламур, поэтому вынужден жить на ферме, изредка сбегая к Бигби пропустить сигаретку и стаканчик крепкого. Волк не против, потому что чувствует некоторую неловкость за то, что когда-то сдул хряку домик.



А Белоснежка похожа на доктора Кадди: не только внешне, но и по своему положению относительно главного героя. Очень приятно, что родины обитателей Фэйблтауна не ограничиваются совсем уж старой классикой. Зелёный квакун, как ни странно, пришёл к нам не из сказки о Принце-лягушке, а из Ветра в ивах. Есть здесь и герои Кэррола, и Сонной лощины.



Все эти образы вплетаются в повествование гладко и естественно, и уже с самого начала симпатия к ним незаметно завладевает сердцем. И даже начинаешь переживать, если что-то с ними случается - а случается с ними что-то обязательно и постоянно: перед нами история без филлеров и провисаний, сюжет цепляет тайны одну за другую и гонит, гонит нас вперёд.



Городские легенды всегда как-то по-особенному трогали меня. Наверное, потому что в них абсолютно завораживающая атмосфера. Когда критический реалзим с одной стороны и средневеково-космическая фантастика с другой уже набили оскомину, городское фэнтези предлагает деликатный баланс между сном и явью, когда ты одной ногой всё ещё здесь, а другой - уже немного там. В мире видеоигр такой чарующей атмосферы ночного города, где повседневность слита воедино с метафизикой, на моей памяти удавалось добиться двум произведениям (совершенно, казалось бы, не похожим ни друг на друга, ни на Волка среди нас): это Vampire: The Masquerade - Bloodlines и Persona (с самой первой и по самой четвёртую). Как и они, Волк насквозь пропитан романтикой и мифологией городских улиц, сплетен и слухов, неоновых огней, простых житейских проблем и отдыхающих в маленьких барах демонов.



Здесь так много фиолетовых, моих любимых, оттенков, фонарного света и вот этой драгоценной вечерней таинственности, что сюда хочется срочно вернуться, несмотря на крошечную значимость принимаемых решений и минимальную вариативность. Напрягает, разве что, вот эта сериальная манера: ишь, моду взяли, выпускать игру по кусочкам! Ждать второго эпизода ещё неизвестно сколько, а так хочется поскорее узнать, кто же убийца! Да и просто отдохнуть душой в этом приятном закоулке мифотворчества.


_______
В этой статье речь идёт об игре The Wolf Among Us для MS Windows, OS X, PlayStation 3, Playstation Vita и Xbox 360
Tags: игры
Subscribe

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • Я тряс над ними песком...

    Немного возрастной рефлексии, симпатичнейшие мои. Интервью Моргенштерна Дудю, помимо чертовски смешного эпизода с рестораном и экселевской табличкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments