кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

L’Écume des Jours

"Шевели клювом!" - кричит Колен комментатору ледяного катка, у которого голова гигантской птицы.
"А к чему такая спешка?" - вальяжно осведомляется птицеголовый.
Колен прыгает и ногой отшибает комментатору птичью голову, та катится по полу и останавливается около шкафчика в раздевалке.




"Пену дней" посмотрели по совету и живописным рассказам arka_nn - и это очень грустное кино. В каком-то смысле, оно представляет собой чуть менее жестокую и чуть более воздушную версию "Реквиема по мечте": безысходные, беспробудные страдания финала здесь смягчены сюрреальностью происходящего. Но художественно фильм прекрасен. И если в первой половине все эти визуальные, артхаусные излишества, так близкие к тексту книги (вроде дверного звонка, бегающего по дому тараканом, или пианино, смешивающего коктейли, или повара, подсказывающего рецепты прямо из кухонных шкафов), вызывают радостный восторг и ощущение лёгкости, то ближе к концу их смысл меняется. Они становятся потрясающим инструментом, выразительно подчёркивающим возникающие эмоции. Так плавно и незаметно картинка из ослепительно-цветной начинает выцветать, чтобы к финалу стать полностью серой. Ловля угря в водопроводных кранах, смертоносная нимфея, застрявшая в лёгком у Одри Тоту, планирование дня при помощи кубика Рубика - без всех этих сновиденческих деталей повествование превратилось бы в банальную депрессивную историю жизни, и смотреть бы его совсем не захотелось.

Когда кино заканчивается, становится отчётливо ясно, что кажущееся изобразительное безумие здесь - самая, что ни на есть, коренная суть явлений. Оно поднимает на поверхность ту правду, которую наше сознание, подчиняясь многовековым историческим установкам, затолкало в глубокие тёмные чуланы. Взять, например, сцену похорон, представленную столь гротескно, безобразно и отвратительно: сначала она шокирует. Но потом ты понимаешь, что никак по-другому она выглядеть не может, потому что нет ничего прекрасного и достойного в смерти; благородство - это попытка культуры замаскировать, заретушировать. Как писал Шварц: "Смерть-то, оказывается, груба. Да еще и грязна. Она приходит с целым мешком отвратительных инструментов..."

Кино хорошо ещё и тем, что его запросто можно посмотреть до середины - и остановиться (особенно, если книжку не читал и не знаешь, чем кончится). Тогда сохранится вот это светлое, завершённое ощущение лёгкости и сказочности, которое так сильно в начале, но которое бесследно исчезает к финалу. И оно, может быть, даже ценнее тех рассуждений об эмоциональной композиции, которые приходят в голову после целого.

Tags: кино
Subscribe

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • 39

    Ну вот, симпатичнейшие мои, три раза по тринадцать. Космическая красота простых чисел. Я слаб в математике, но силён в восприятии красоты. Становится…

  • Радость открытия и узнавания

    На верхних полках шкафа в прихожей притаилась сентиментальная армия молодости. И в авангарде – плавными, почти белоснежными обводами – снизошла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments