кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

The Last of Us: комментарии к пройденному

Хожу, как громом поражённый. Нет, ну вот честно. Я пытался предугадать все возможные исходы, натужно привлекая на помощь свои драматургические познания, делал сам с собой ставки на ту или иную развязку. Но такого финала никак не ожидал. Это самая сильная история, которую мне рассказали в текущем году. Такая простая, такая, на первый взгляд, предсказуемая – и вдруг, на тебе! Сдаётся мне, авторы специально, тонким мастерским вывертом, начинили игру расслабляющими «ложными» ходами (причём, как сюжетными, так и геймплейными) – вроде типичных проходных персонажей второго плана, или абсолютно коридорной логики уровней, или, как в боевиках прошлого поколения, по триггеру возникающих из ниоткуда врагов. Все эти штуки словно бы отвлекают, пытаются пустить пыль в глаза: дескать, успокойся, перед тобой самая обыкновенная, просто страшно красивая, дико атмосферная игра. Тебе будет интересно, тебе будет красиво, ты не пожалеешь о потраченном времени, но никаких откровений не жди. И вот, ты уже расслабился, настроился, отмечаешь глазами и пальцами различные симпатичности, движешься по накатанной ржавыми скелетами автомобилей колее. Ты догадываешься, что в конце будет круто, но примерно уже представляешь, что именно. И вдруг тебя – как обухом по голове. Н-на! И титры.



Я хочу немного поразмышлять о том, что же произошло в этом гиблом, волшебном мире. Здесь будет много спойлеров, поэтому, если вы ещё не играли, но планируете пройти, дальше не заглядывайте. А если не играли и не планируете – бегом на Ютуб, ознакомиться с предметом – и тут же обратно!


Отматывая воспоминания назад, я начинаю понимать, насколько здорово здесь утроена драматургия. Всё работает на неё: игровая механика, развитие сюжета, декорации – каждый нюанс становится частичкой той эмоциональной громады, которая обрушивается на игрока в финале.



Мир The Last of Us – это не просто технически совершенная картинка. Когда я был маленьким, у нас с приятелями в ходу было выражение: «Небо как в Хероезах». Речь шла, конечно же, о пейзажах на экране города в Heroes of Might & Magic II и III, дарующих захватывающее ощущение реальности. С тех пор часто, выходя на улицу в солнечную погоду, мы тыкали пальцем в синеву с облаками и восклицали: «О, зырь! Небо как в Хероезах!». Так вот. Пока я проходил The Last of Us летними и осенними вечерами, по утрам я каждый день снова и снова шёл на работу с остановки. Мимо дворов с трёхэтажными домиками, покосившимися в кустах шиповника сараями, утопающими в лужах по колено машинами. И, поглядывая на всю эту безмолвную красоту, я с удивлением и, может быть, с некоторым священным ужасом ловил себя на простой мысли: чёрт возьми, небо-то как в Хероезах! Эти ребята из конторы «Плохой пёсик» создали мир, в котором я каждый день езжу на работу, представляете!



В исследовании игры есть что-то очень японское. Некая звенящая, молчаливая созерцательность, величие момента и скорбь по его скоротечности, как в стихах Басё. Особенно остро я ощутил эту «японскость» в эпизоде с влажноглазыми жирафами, бредущими через бескрайние долины красоты и запустения. В этот момент ты понимаешь, насколько нерушима сделалась связь между героями, и для неё уже не нужно никаких слов, её уже невозможно уничтожить.



И вот, кстати, какая снова блистательная драматургия! Когда Джоэл и Элли встречаются впервые, когда старик ворчит и огрызается на малявку – все мы уже прекрасно понимаем (как благодаря вступительной части игры, так и просто потому, что мы не идиоты!), что рано или поздно у этих двоих обязательно начнутся трогательные сопли «отца и дочери», они проникнутся друг к другу симпатией и преданностью, и всё будет очень розово. Более того – так всё и происходит. Но, чёрт побери, насколько это деликатно, тонко, искренне передано! Здесь нет никакого сверхмощного надрыва и пафоса, как это любят в эпическом Голливуде, здесь всё по-настоящему. Вся неприглядность выживания, вся трогательность любви и ответственности. В самое сердце меня поразила сцена – такая, казалось бы, незаметная – когда Джоэл, после ссоры с девочкой и желания оставить её с братом Томми, «ради её же блага», вдруг меняет решение и забирает с собой. Как Элли запрыгивает к нему на лошадь, как прижимается, какое у неё при этом счастливое лицо! Никто тебе не разжёвывает, как это любят делать в сюжетных играх сценаристы, которые держат нас за кретинов: «Посмотри-ка, вот сейчас он начнёт видеть в ней свою дочь!» – никакой подобной ерунды. Ощущение приходит само.



Эволюция души Джоэла – от растоптавшего и засунувшего отцовские чувства куда подальше, чтобы не болело, страдальца до вновь воскресшего, любящего родителя – здесь не просто виртуозно выписанное клише. Игру нужно обязательно пройти до самого конца, чтобы понять это. Эволюция души Джоэла – это мост, основа логики, морали, оправдания тем страшным и спорным поступкам, которые он совершает в финале. Кульминация игры всё переворачивает с ног на голову (да-да, мы уже и забыли, что вообще-то кульминации для этого и придуманы!) – и в моей душе тоже. Всю игру мои симпатии были всецело на стороне Элли. В отличие от вечно хмурого, озлобленного, прямолинейного, негибкого (пусть и обосновано) Джоэла, погрязшего в своих несчастьях и эмоционально превратившегося в мрачного ребёнка, Элли – это просто какая-то вершина здравомыслия, адекватности, преданности, настроения, понимания. Совсем не по годам. Немудрено, что такую захочется защищать всем сердцем (подозреваю, что и это очередной искусный кирпичик в драматургическом теле истории). Всю первую половину я понимал, что ни за что не стал бы вести себя с девочкой так, как это делает Джоэл. И напротив, поведение Элли было близко мне по духу и здравомыслию. Но именно в финале, когда Джоэл совершает то, что совершает, я вдруг всецело и полностью встаю на его сторону. Мне становятся кристально ясны его смыслы, его устремления и его логика.

Когда Джоэл в самом конце говорит: «Клянусь»», она отвечает: «Ладно», и начинаются титры – вся та махина напластований (тонких и прямолинейных, изящных и пошлых) вдруг становится понятна. И железобетонная линейность игры, и отсутствие всякого выбора (слава богу!), и закономерная линия «отца и дочери», и суровые будни в стиле «убей или будешь убит», и даже комиксы о космических путешествиях – всё выходит к тебе на поклон, как актёры, прожившие на сцене жизнь. И вот тут я хочу пару слов сказать о своём понимании финала. Слов этих в интернетах сказано уже очень много, и мнения в гневе всё ломают друг о друга копья, но всё же я позволю и себе – просто потому, что мне это довольно важно.



Лично для меня нет никаких сомнений в моральности поступка Джоэла. То, как развивалась история, делает его выбор для меня несомненным. Знаете, я чужд пламенным жертвам во имя человечества. Одно дело, когда ты аскет, посвятивший себя служению. Ты отвечаешь за себя и готов сложить свои знания, здоровье и век на алтарь будущего. Это нормально. Но совсем другое дело, когда у тебя есть родные и близкие, за которых отвечаешь ты, и которые отвечают за тебя. Неважно, кто возложил на тебя эту миссию: ты сам, господь, проведение. Предать во имя страны, общества, человечества, предать родного человека, которого ты поклялся защищать до конца – это самое страшное, что ты можешь совершить. В вопросе о том, что ценнее, мировая гармония или слезинка ребёнка, я категорически стою на стороне последней. Если каждый начнёт швырять на алтарь человечества своих родных – человечества не останется. И только защищая близкого, не на живот, а на смерть – хоть зубами, хоть клыками, хоть самодельной гранатой из жестянки, селитры и ножниц – мы как-то даём шанс человечеству на выживание.

В связи с The Last of Us все любят вспоминать Достоевского, а я вспоминаю Маркова и Докинза – корифеев современной теории эволюции. Давно уже известно, что выживание биологического вида обеспечивается не живучестью социума, но живучестью индивида. То есть вот конкретного представителя. Геном человека – да и любого другого существа – эгоистичен по своей природе. Гоминиды – предки современного сапиенса – добились ошеломляющего превосходства над другими обезьянами, в том числе, за счет того, что единственные начали развивать институт семьи. В том виде, в каком мы имеем его сейчас: где отец заботится и воспитывает детей так же, как и мать; где родные гораздо ближе друг к другу, чем все остальные, но при этом понимают и признают аналогичную близость у соседей.

Джоэл спас девочку, лишив человечество надежды на вакцину, потому что совершенно чётко понимал: если мы уже сейчас предаём самое драгоценное, что у нас есть, если уже сейчас добровольно отказываемся от него – то такому человечеству не выжить, изобрети оно хоть эликсир бессмертия. Потому что в этом случае мы предаём главное, и вообще единственное, что даёт человеку право называться человеком.



Я знаю, большинство, скорее всего, осудят меня за подобную патетику (сама Элли осудила бы в первую очередь). Но это лишь доказывает гениальность игры: она не даёт однозначных ответов в многозначной ситуации, она обнажает проблему так остро, что остаться безучастным сложно. И если мы спорим и не спим на эту тему – значит, всё не так уж и плохо с видеоиграми.

Tags: ps3, игры, мысли, судьбы Родины
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…