кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Великий эгоист Гэтсби

За последние несколько месяцев у меня накопился увесистый ворох претензий к текущему кинематографу. С одной стороны, мне это не нравится: хочется смотреть фильм так, чтобы работали только извилины, отвечающие за индуктивный анализ и за чувство прекрасного, а те, что за чувство уныния и разочарования - не работали бы вообще. Просто смотреть и наслаждаться, а не ощущать себя старым брюзгливым снобом, который репейником цепляется ко всему, что пробегает мимо. С другой стороны, претензии мои концептуальны, а не поверхностны - а значит, и кинематограф не самый унылый, поскольку нельзя концептуально придраться, скажем, к кирпичу или к чугунной сковороде.



И вот к "Великому Гэтсби" моя претензия исключительно по сути. И даже не столько к фильму, сколько к самому мистеру Гэтсби. И к боготворящему его Алкоголическому Герою Тоби Магуайра (далее – АГТМ).

Кино затейливо радует глаз и чешет в организме различные центры, отвечающие за эстетику, - особенно в первой своей половине. Оно похоже на стихотворение Игоря Северянина, знаете ли. Удивительно вкусно, игристо, остро... Кто-то здесь зацелован, там кого-то побили... Ну вы меня поняли. Классная задумка с музыкальными номерами, которые здесь представляют из себя злободневные хиты современности, аранжированные под чарльстоны и прочие свинги 20-х (похожая фишка была в наших "Стилягах" - и тоже преотлично реализованная). Наряды, шутихи, автомобили сверкают и кружатся, кружатся и сверкают.


Так вот, на фоне всего этого симпатичного буйства хотелось бы некого увлекательного, вооружённого здравой драматургической логикой, повествования. И вот тут-то как раз и вырастает в полный рост моя главная претензия. Я совершенно не понимаю итоговую патетику данного произведения. Объясните мне: почему АГТМ так восхищается мистером Гэтсби? Почему так рьяно в своём сердце противопоставляет его пустому и никчёмному миру прожигателей жизни (к слову, они-то как раз в фильме показаны исключительно привлекательными и трогательными)? Ну хорошо, предположим, АГТМ был пленён первым появлением Гэтсби, которое как брат-близнец похоже на первое появление Леонардо же в «Джанго освобождённом».



Предположим также, что он был восхищён целеустремлённостью и дружелюбием нашего героя. Тем, что он всё время улыбался и "шёл за звездой". Но, позвольте, почему АГТМ в своём финальном монологе пафосно заявляет о том, что Гэтсби, в отличие от всех этих неискренних мотыльков, всю свою жизнь прожил ради любви?! Это же чистейшей воды обман! Никакой настоящей любви к Дэзи Гэтсби не испытывал – только к себе родному – и наш изрядно пухлый Леонардо вместе со сценаристом блистательно нам это показывают в течение всей второй половины фильма! Влюблённый герой всё идеально продумал и просчитал: несметные богатства, сказочный замок рядом с возлюбленной, шикарные вечеринки, поведение и манеры настоящего принца. Но в своей мечте он забыл о главном: о самой Дэзи. О её желаниях. О её чаяньях. О её чувствах.

Первый ключевой момент, когда мысль о тотальной поглощённости героя только самим собой и своим планом завоевания женщины чётко выстраивается в голове зрителя – это разговор, в котором Дэзи, искренне, по-настоящему влюблённая в него, но связанная семьёй и географией, предлагает ему сбежать. Прочь, куда глаза глядят, начать новую жизнь, чтобы были только они и больше никого. Как должен ответить беззаветно любящий мужчина (или хотя бы просто мужчина, которому небезразличны желания и мечты стоящей перед ним девушки)? Как максимум, он должен согласиться и, сломя голову, кинуться за ней. Как минимум, взвесив все за и против, предложить ей ещё раз подумать о семье, о том, от чего ей придётся отказаться. Чёрт возьми, в любом случае ответ любящего человека – это ответ, принимающий во внимание интересы возлюбленного! А что говорит наш пухлый красавец? У него начинается истерика. Да ты что, кричит он, как ты можешь! Я столько сделал, я и замок тебе построил, и машина у меня вон-какая-жёлтенькая, и всё это ради тебя! И что, я всё это должен бросить? Абсолютно самолюбивый, на мой вкус, мужлан – этот ваш Гэтсби. Я тут такое, мол, спланировал, а ты, глупая женщина, смеешь нарушать мои возвышенные, сверкающие любовью планы. Чуваки, это не любовь, это чистейшей воды эгоизм.

Этот эгоизм достигает своего блистательного апогея в кульминационной сцене разборки при свидетелях. Когда в конец потерявший человеческий облик Гэтсби, сжимая кулаки и скаля зубы, рычит на возлюбленную, чтобы та объявила публично, что не любит своего мужа Тома и никогда его не любила. Дэзи напугана. Как капризный мальчишка, Гэтсби шипит на неё: «Мы же договаривались, что ты скажешь!» В этом месте я просто фыркнул посреди кинотеатра. Вот так: «Пфффф!» Нет, ну правда, о какой любви после такого может идти речь? Разумеется, в данной сцене отвратительный, патриархальный, расистский, шовинистический муж Том выглядит в сто раз благороднее, мужественнее и спокойнее прекрасного, дружелюбного и сказочного Гэтсби, у которого происходит истерика, не достойная не просто влюблённого человека, но и человека вообще. Разумеется, что после такого Дэзи предпочла своего мерзопакостного супруга!

И всё это настолько ярко показано в фильме, что финальный монолог, полностью идущий вразрез с логикой, меня поразил неприятно. Да, АГТМ совершенно прав. Гэтсби всегда шёл за своей звездой. Да, он всегда был человеком незаурядных способностей. Да, он был мечтателем, авантюристом и всегда добивался своего. Но, вместе с тем, АГТМ совершенно не прав. Гэтсби никогда по-настоящему не любил и никогда ничего не делал ради любви и ради любимой женщины. Только ради себя. Ради романтической конструкции, которую он выстроил в собственной голове. И в этом смысле, он ничем не отличается от остальных танцующих и прожигающих жизнь современников, которые АГТМ’у вдруг так опостылели. Так же, как и они, Гэтсби очень симпатичный парень. Но никакой он не великий. Самого главного в жизни добиться он так и не сумел. Потому что не научился слушать. Даже самых дорогих людей. А это первое, чему должен учиться человек.
Tags: кино
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments