кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

6 мыслей для следующего Бэтмена

Как всегда запоздалый тихоход, допрохаживаю по вечерам семимильными шагами махами кожистых крыл GotY-издание Arkham City со всеми пасхальными вкусняшками, и вот, о чём мне подумалось. Совершенно не хочется обозревать игру традиционными петлями слов, ведь таковых накидано уже немало. А хочется рассказать, как, на мой вкус, стоило бы улучшить и без того стабильную формулу. Разумеется, Arkham Origins уже во всю смотрит на нас небритой физиогномией с обложек журналов и шапок сайтов, все диздоки подписаны, гонорары заплачены, путей к отступлению нет. Но никто же не мешает нам пофантазировать о судьбах мастера Брюса в кухонном, так сказать, режиме, как Манилов, или Обломов, или просто обычный русский интеллигент. Ну и в качестве финта ушами, пусть наших пунктов импрува для следующей гипотетической игры про Бэтмена будет не пять и не десять, как обычно, а внезапно шесть. Заодно разберёмся, что в Arkham City безоговорочно прекрасно, а что немного тревожит.


Art by BDup07


Первая мысль. Простые готэмцы.



Пролетая безмолвной тенью над улицами города – потрясающе красивого, чарующего, глубокого города – иногда ловишь (вместе с разговорами шныряющих по крышам уголовников) себя на мысли, что Готэм абсолютно пуст. В этих красивых, обшарпанных домах никто не живёт, никто возвращается с работы по этим живописным гиблым улочкам, никто не просиживает эти чудесные драные кожаные диваны, никто не посещает эти маняще-пугающие палеонтологические музеи. Город нем. Да, здесь есть враги, но на то она и игра про Бэтмена, чтобы выбивать дух, рёбра и зубы из негодяев! Но кого нашему тёмному, без страха и без укропа, рыцарю, спрашивается, защищать? Редких, как волосы Освальда Кабблпота, «политических заключённых», расставленных в нужных местах для галочки? Или, может быть, бедолаг-спецназовцев, неспособных даже погладить себе шнурки, и которые после спасения навечно остаются в том самом угрюмом месте, где бандиты их держали в заложниках? Нет, всё это фальшиво, искусственно и портит нашу готическую песочницу.

Когда я смотрю (в очередной раз) бёртоновское Возвращение Бэтмена, меня всегда завораживают эти уютные окошки, с торшерами, занавесками, кроватками и рождественскими украшениями за стеклом. Всё это одновременно и кукольно, и убедительно: я понимаю, что там повсюду живут люди, которым дорог уют, и которых нужно защитить.





Так почему бы не заселить наш Аркхэм-Готэм добрыми, пусть и слегка мелочными, горожанами? Почему бы, прыгая на верёвках по крышам и стенам, нам ненароком не залететь в такое окошко и не обнаружить за ним людей со своей судьбой, со своей историей? Пусть без пафосной мифологии, пусть без чанов с кислотой и криогенных пушек, но по-своему шизофреничной, сумасшедшей и вкусно-мрачной историей, как и сам Готэм! Пусть по улицам ходят дяди в шляпах, с газетами и высоко поднятыми воротниками пальто, барышни бальзаковского возраста и немодельной внешности пугливо цокают каблучками, любопытные дети в кепках забираются в те места, куда наш мрачный герой даже и не протиснется. Из всех клоунов и гимнастов DC-вселенной Бэтмен – самый человечный клоун и гимнаст. У него самые человечные вражины и самое человечное место прописки. Так пускай он будет жить среди простых, (не)нормальных людей!


Вторая мысль. Мафиозные интриги.

И старый «Бэтмен» Бёртона, и «Тёмный рыцарь» Нолана были, помимо прочего, замечательны той глубиной, логикой и тщательностью, с которой они нарисовали преступный мир города. Гриссом, Фальконе, Марони – их криминальная паутина была прекрасна, как сама по себе, так и будучи вписанной в суперзлодейские штучки. Давным-давно, в 1939-м, Бэтмен родился детективом, побеждающим мафию великой американской депрессии. И пусть в комиксах, в конечном счёте, эти прожженные крёстные отцы всегда проигрывают архизлодеям из основной галереи уродцев; они создают то вкусное, сытное мясо, которое не позволяет нам забыть, что Бэтмен действует не в стерильном мире чьих-то там непродуманных фантазий, а в суровой фантасмагорической реальности.



Нужно срочно вернуть этот важный оттенок в игровое воплощение тёмного рыцаря! В Arkham City следить за поворотами сюжета увлекательно, но иногда возникает привкус вульгарности: слишком уж суперзлодеи и супергерои здесь варятся в собственном соку. Это не по-бэтменовски. И хотя разворачивающаяся на заднем плане братоубийственная война между бандами Пингвина и Джокера – это по-взрослому, хотелось бы увидеть побольше канцелярских негодяев, и не декорацией на фоне, а в самом пекле событий. Как и предыдущий пункт нашего хит-парада, это бы невероятно оживило игровой мир. С одной стороны, завариваемые мафиози махинации – вкусная и здоровая пища для побочных квестов, которая может увести нас от затасканных формул «принеси-подай» и «отключи 12 микроволновок по городу». С другой стороны, они могут создать простор для «ложных следов» в основном сюжете. Игра должна быть детективной и время от времени провоцировать тебя на то, чтобы хлопнуть по колену и воскликнуть: «Эвона, как оно всё обернулось!» – ну или просто: «Хринасе!»


Третья мысль. Больше психоделических сцен

Для меня самыми сильными моментами в Arkham Asylum и в Arkham City были соответственно: галлюцинации Пугала с оживающими в морге Уэйнами-старшими и чаепитие Шляпника в масках лямых кроликов. Очень обидно, что последнее – лишь необязательное развлечение. Так же, как и битва с Психомантисом в MGS, такие сцены остаются в истории жанра, они будоражат, цепляют, задевают и всячески возбуждают.





Таких сцен должно быть больше. Не подавляющее экранное время они должны занимать, нет. Но, по крайней мере, они должны оставаться, как изюм в булке, как карбункулы в короне, как… ну вы поняли.

В замечательном мультсериале девяностых Бэтмен подвергался таким разворотам постоянно. Вспомните вооружённую плюшевым медведем-пистолетом Бейби-Долл, которая всю свою жизнь изображала маленькую девочку в долгоиграющем семейном ситкоме. И, в силу страдания пангипопитуитаризмом, сохранила к зрелости внешность инфанты. И как в финале она смотрит в кривое зеркало и видит в нём взрослую женщину – ту, какой она должна быть сейчас. Или опять же Шляпника, который погружает Бэтмена в долгий кошмарный сон, где тот вынужден гоняться за тёмной фигурой, оказывающейся в итоге им самим, и где во всех книгах и газетах написаны неразборчивые каракули, а бесконечные двери и коридоры не имеют выхода.

Достоевсковщина и кафкианство в лучем виде. Больше, больше такого в игре! Rocksteady потому и умудрились сделать лучшую игру про Бэтмена, что действовали вне лицензионных рамок того или иного фильма, той или иной подвселенной: в их распоряжении была вся многолетняя история Летучего Грызуна и вольный полёт фантазии. Нужно продолжать в том же духе! Всю свою жизнь Бэтмен сражается со страхами: своими, чужими, детскими, взрослыми. Периодически он сам норовит сделаться таким ужасом. Поэтому психоделика в любом случае пойдёт ему на пользу.


Четвёртая мысль. Изобретательные схватки с боссами

Из всех комиксовых пежонов у Бэтмена самая убедительная и толковая доска почёта негодяев. Его злые гении хороши, в первую очередь, тем, что безболезненно переносят любые интерпретации (забудем о Шварценеггере и Хэлли Бери! Забудем, я сказал!). В них есть психологизм, их деформации носят не столько фантастический характер, сколько психодраматический, характер личностного слома. Что нам это даёт в игре? Конечно же, возможность выстраивать эпические поединки ума, кулака и гаджета с поистине кодзимовскими импровизациями! Эталонная схватка с Психомантисом в предыдущем пункте была упомянута неспроста.



Уже в Arkham City видно, откуда черпалось вдохновение для аранжировки, скажем, блистательного поединка с Мистером Фризом. Вариативность расправы над недругом, умело привязанная к окружающим ландшафтам, настойчиво отсылает нас к ещё одной заварушке исторического значения: снайперская дуэль со стариканом Концом из MGS3. И это скорее хорошо, чем плохо: места, откуда мы черпаем вдохновение, тоже нужно уметь выбирать, и похождения разнообразных Снейков – более чем достойный источник.

Каждый из антагонистов Бэтмена заслуживает такого же высокохудожественного микрофинала, будь он хоть Двулик, хоть Глинолик, хоть друг степей калмык. Лично я очень хочу увидеть среди локомотивных злодеев в игре Чревовещателя Арнольда Вескера и его доминирующую марионетку Мистера Шрам-на-Морде. Чревовещатель вечно почитается нёрдами и скрабами за лоу-таер, но, на мой вкус, в нём просто бездна нереализованной драматургии.


Пятая мысль. Красивый, пафосный плащ


Art by zeen84

В обеих играх об Аркхэме меня всегда смущал плащ Бэтмена. Нет, ну правда. Такой красивый город, столько деталей в костюмах обитателей – праздник пиксельных шейдеров, именины вертексных! И тут вдруг такая куцая гармошка за спиной у мастера Уэйна! Cплющенная текстура, болтающаяся туда-сюда неуклюжим хвостом-доской и лишь в полёте раскрывающая свою красоту.

Так не пойдёт.

Плащ Бэтмена – это крылья кошмара, лишающие преступность сна и расслабляющие кишки преступности прямо в её преступные трусы. Плащ – это визитная карточка, это лицо героя, это, в конце концов, атрибут выживания среди небоскрёбов. Плащ Бэтмена нельзя создавать, спустя рукава. Он должен колыхаться в ночи, как живая тьма, как чёрное пламя. Он должен пугать и завораживать.

Вот, например, несостоявшаяся (и, почему-то мне хочется думать, что «увы, несостоявшаяся») игра Gotham by Gaslight, от которой нам перепал лишь набросочный прототип. Здесь Бэтмен внезапно пытается разобраться с Джеком-Потрошителем в XIX-м столетии. Здесь всё странно, причудливо, стимпанково, и космические прыжки с тротуара на крышу имеют место. Но даже в этом полуфабрикате видно, как роскошно бурлит складками плащ за спиной героя!



Может, и не идеал (да и какой идеал в тестовом ролике игры, которая так и не увидела свет), но очень близко к тому, о чём я говорю. Очевидно, что любому нормальному ночному мстителю в плаще будет скорее неудобно. Но раз уж надел – будь добр, озаботься, чтобы это была настоящая рыцарская мантия, хоругвь ночи, вселяющая ужас в злые сердца, а не кусок материи, на котором рожала котят твоя любимая кошка!

Кстати, о кошках.


Шестая мысль. Кошка.

Я обожаю Селину Кайл. Мир Бэтмена без Кошки – это квартира холостяка. Это упадочный быт, не познавший заботливой женской руки. Я пребываю в неистовом восторге (и как фетишист, и как интеллектуал) от ролей Мишель Пфайфер и Энн Хэтэвэй. И мы не вспоминаем о Хэлли Бэрри, не вспоминаем, я сказал!
Мне безумно понравилось, как реализован кошачий образ в Arkham City, как вплетена её линия в общее повествование, как она двигается по ночному городу, как она, расправив руки, свободно и дерзко падает ничком с краешка крыши, как она скачет по карнизам, как она с наслаждением и по-хозяйски укладывает гопничков красивыми ногами. И это то, что совершенно необходимо сохранить для будущих игр!

Женщина-Кошка – даже просто с точки зрения драматургии, неотъемлемый элемент готэмского представления. В этом театре кардинально смещены акценты: Бэтмен – герой – воплощение грусти, трагедии, тьмы, безмолвия. Джокер – злодей – воплощение веселья, комедии, искрометания, шума и гама. Кошка же становится той изменчивой, трикстерной маской, которая, при всех внешних атрибутах мрака (тяжёлая личная судьба, чёрный латекс, когти и хлыст), в поступках своих – скорее весёлая, свободная плутовка, хулиганка, так нужная Бэтмену (а, значит, и мне, Летучим Грызуном управляющему), чтобы тот не сошёл с ума от депрессии.


Art by Ippus


Засим всё. Я мог бы ещё поговорить об усовершенствовании режима детектива и паре других мелочей, но они скорее – дело техники. Понятия не имею, что готовит нам грядущий релиз Arkham Origins, но, в любом случае, это не последняя игра про Бэтмена. Будем ждать и надеяться.
Tags: batman, ps3, игры, мысли, теория
Subscribe

  • По поводу симулякров

    Моя любимая ягода – земляника. Вот такая, знаете, лесная, с коротким сезоном жизни, лаково горящая на солнце и чрезвычайно ароматная, как никакая…

  • Когнитивное

    Семьдесят тысяч лет назад сапиенсы возвысились над остальными видами людей благодаря когнитивной способности воображать и образно уподоблять. В…

  • Ну и всё же о второй доке

    Определённо, болезнью нашего общества является литература. Современная молодёжь всё свободное время проводит за чтением. Есть такой роман – Мцыри,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments