кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Вербальные раздражители

Прошлым вечером посмотрели Cloverfield. И даже (хоть сонливость после трудовой недели перешла в сокрушительное наступление) до самого конца - благо, кино не длинное. Однако, пофыркать я сейчас хочу не столько о самом фильме, сколько о неприятной тенденции в написании реплик и диалогов, которой, увы, Кловерфельд наш столь же не избежал.

Кино вполне себе неплохое, и даже занимательное, на свежую голову. И пусть ощущения псевдореализма, на который картина, как я понимаю, претендует, здесь нет и впомине (слишком уж вымытые-вылизанные актёры, слишком уж читаемая сценарная композиция и предсказуемость вау-эпизодов), зато здесь есть красивые, захватывающие дух перспективы ночного города с разрушенных высотных квартир под открытым небом, неожиданные кадры, ну и общая бодрость с незатянутостью. Местами действительно похоже на интересный сон - а это дорогого стоит.

Но вот что плохо. Даже ужасно. Когда кто-то из героев, или персонажей второго плана, или просто голос в новостийной ленте принимается описывать происходящее - наступает дремучая бездарность. Например, когда в кадре появляется гигантский монстр, как правило, все кричат: "О мой бог, что это! Вы это видели? Это же нечто такое, и что бы это ни было, это оно!"
Поймите меня правильно, я даже могу найти рациональное объяснение такому словесному мракобесию. Авторы диалогов таким образом пытаются сохранить интригу и создать ощущение "цепенящего, необъяснимого, неописуемого ужаса". Но это же полный бред! Так не бывает! Убивайте меня, пытайте, но я ни за что не поверю, что испуганный до ужаса современный молодой человек, при виде гигантского, обладающего вполне характерным набором черт чудовища, станет изъясняться столь косноязычно! Например, в эпизоде, где на национальных гвардейцев сыплются с неба гигантские жуки, взволнованно-дамский голос радиоэфира фальшиво щебечет: "О мой бог, эти куски падают прямо на них! Что это! О мой бог, что это! Оно падает прямо с неба, что бы это ни было! Оно убивает их! Что это, о мой бог!"
Что бы это ни было? ЧТО БЫ ЭТО НИ БЫЛО?!! Чёрт возьми, это - гигантские жуки! Любому идиоту понятно, что это гигантские жуки! Это не "нечто", не "оно", не "это" и уж тем более не "что бы это ни было", блин! Это гигантские долбанные жуки! Что тут может быть сложного?! Как бы ни был шокирован наблюдатель, если он видит перед собой Годзиллу, он никогда не скажет "что это, что бы это ни было, во имя Господа!" Он скажет, "дракон", "динозавр", "чёртов ящер", ну просто выругается матом, на худой конец! Но он не будет нести эту пластиковую ахинею! Когда человек напуган, он всегда вспоминает свои собственные ассоциации - из детских ли кошмаров, из недавно ли пережитых острых моментов - но, так или иначе, это всегда будет выстраданная, яркая, выразительная метафора. А не, блин, туманная, никому не нужная абстракция!

И да, из всего этого вербального картона торчат длинные уши Джей Джей Абрамса. В своём бараньем Лосте, он точно так же пытался нагнетать атмосферу. На все попытки героев выяснить, а что же, собственно, здесь происходит, ответ всегда был либо таким: "Помолчите, ибо вы ещё не знаете всей правды! Правда настолько страшна, что вы можете обкакаться, если узнаете даже часть её!" Либо таким: "Ещё не пришло время тебе узнать о моём прошлом; когда-нибудь я тебе всё расскажу, но не сейчас!" Друзья, если это и способ нагнетения саспенса, то самый пошлый и бездарный из всех возможных.

Ляля при просмотре Кловерфельда на моё фырканье справедливо заметила, что передачи в жанре "911 - служба спасения" построены на таких же диалоговых принципах; то есть, "реальные" люди в этих передачах, переживая "реальные" шоковые ситуации, говорят так же. Например:
Спасатель 1: Когда Кевин побледнел, я подумал: "О мой бог, только бы это не убило его!"
Сьюзи: "Даже не знаю, что это было! О мой бог, я была так напугана! Я просто не понимала, что происходит!"
Кевин: Оно падало прямо на меня, и я думал: "О мой бог, что это!"
По-моему, подобные диалоги лишний раз демонстрируют картонность таких передач, и опять же бездарность их авторов, в попытке нагнать страху. Думаю, что настоящие свидетели трагедий говорят много чего, но всё это отрезается при монтаже, чтобы не нарушать казуальной схемы саспенса, и оставляется только леденящее (а скорее тошнотворное): "О мой бог, это приближается, что бы это ни было!"

Ситуация с русским прокатом усугубляется ещё и калечным переводом слова "It", которое в английском звучит и слушается совершенно гладко (как мы знаем, все являения в английском языке среднего рода, кроме кораблей и самолётов, которые женщины). Наши доблестные переводчики, воплощая собой известный принцип "Ветер в харю - я фигарю", смело и дерзко вставляют сплошь и рядом даже не "Оно", а "Это"! В итоге получается сущий инфернальный ад. "Вы видели это?! Это просто огромно и, кажется, это собирается прикончить нас! Что бы это ни было!" В русском языке есть великое, прекрасное множество существительных для обозначения жутких созданий. Тварь - она! Громадина - она! Монстр - он! Хорошо, существо и чудовище - среднего рода! Но никто, никогда не будет говорить, приготовившись наложить в штаны со страха за свою жизнь: "Это приближается!" Ну неужели так сложно чуть-чуть старательнее отнестись к своему ремеслу?
Tags: буквы, кино, мысли
Subscribe

  • Шаюмины дудлы и текущее пунктиром

    Посередине декабря встретил старого боевого товарища по нижегородской рок-сцене. Оказалось, он уж преступил ту роковую грань, что отстоит от меня на…

  • Я ввернулся

    Двенадцать лет, симпатичнейшие мои. Представляете? Двенадцать! Двенадцать лет старый Дубровник остаётся самым прекрасным городом на Земле и в сердце.…

  • Когнитивное

    Семьдесят тысяч лет назад сапиенсы возвысились над остальными видами людей благодаря когнитивной способности воображать и образно уподоблять. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments