кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Литературно-пессимистическое

Недавно растеклись с папой по древу мысью о сущности Алексея Иванова, как большого русского писателя современности. И многие моменты у нас абсолютно сошлись.

Например, в Иванове присутствует стойкое послевкусие Маркеса, с нотами, наверное, Купера, Джеймса Фенимора, только много более интеллектуального и наблюдательного. По сути Иванов проделывает ту же ветхозаветную работу с почвой, что и Маркес: поддевает заступом пластушину земли – серой, дикой, никому не интересной – и вдруг выясняется, что там-то прячется целый мир, громадный, душистый и полыхающий сердцем.

Возникает резонный вопрос, почему никто до сих пор не додумался поднять Иванова на щит общественной популярности? Ведь архимодно нынче бить себя пяткой в грудь и неистово рыскать в поисках национальной идеи, как рыскают по европейским рощам элитные поросята в поисках трюфелей. Так, казалось бы, только в путь! Хватай Иванова со всеми потрошками и продвигай по-киркоровски! Покажи его в телевизоре с частотой познеровского конского-зада-который-узнают-на-улицах, выложи его на всех прилавках всех книжных магазинов, как в советские времена лежала в инфернальных масштабах инфернальная Сейфуллина – и вот она, твоя национальная идея! Причём не как обычно, шитая белыми нитками и мазаная церебральными фекалиями, а вполне себе достойная, более чем насыщающая претенциозных интеллигентов, бездельников-эстетов и прочих логофагов, вроде меня. Способная худо-бедно поженить небывалым браком мыслящих психопатов с дремучими потребителями патриотизма.



Современный продюсер – в широком смысле – трусоват и коньюнктурен, и с каждой вехой всё больше и больше впадает в шаблонный маразм. Он смертельно боится сделать шаг вправо или влево (а уж тем более вверх!) и попытаться продать хоть что-то интереснее и сложнее Даши Донцовой или телешоу «Кто хочет громче всех пукнуть и почувствовать нашу любовь только на ТНТ». Современный продюсер страшится прозы уровня Иванова как дефолта уровня 2008-го. И дело здесь не только в изобилии непонятных местечковых слов. Кстати, мы-то с папой опять же сошлись в том, что именно тут экзотический вокабулярий устроен потрясающе талантливо: Иванов фактически превращает читателя в младенца, который узнаёт человечий язык вместе с миром, как его неотъемлемую часть, «из контекста» вселенной. Но невозможность «поддержки и продвижения» эпосов Иванова даже не в этом.

Ни в «Сердце Пармы», ни в «Золоте бунта» нет масскультурного чёрно-белого стержня. Герои книг слишком психологичны; среди них нет кларков кентов и лексов люторов, несмотря на жемчужные россыпи секса и насилия; их мир – это дикий, языческий мир сказок без привычно-узколобых добра и зла – не только в художественном смысле, но и в смысле подачи идеи, в плане самой литературной концепции. У того же Фенимора Купера всегда весьма чётко обозначен героизм героя, прозрачно герою задан квест, и путь его романтичен и прямолинеен. Например, Марк Твен говорит, что «воображения  у Купера было не больше, чем у быка, причем я имею в виду не рогатого, мычащего быка, а промежуточную опору моста». Ну вы помните это: "в просвет между листьями выглянуло необычайно хорошенькое юное женское личико, да так близко, что Зверобой мог бы дотянуться до него веслом". У Иванова в романах нет Героя, есть люди, погружённые в живописную, пронзительную, беспошадную и жутко красивую картину и пытающиеся там жить, жить в полную силу, часто не по-геройски, но всегда по-настоящему.

Маркес несёт в себе те же самые «проблемы», но Маркес, хвала небесам, не дожил до эпохи рельсового продюсирования. Оное продюсирование сегодня ужасающе прорастает во всех сферах мифотворчества. Так на фронте видеоигр с последними «Resident Evil» и «Dead Space» почил в бозе жанр Survival Horror, окончательно превратившись в разудалые пострелушки про разудалых дессантников. Так вся поэзия вокально-инструментальной эстрады народов мира всё полнее и полнее исчерпывается рифмой «даваться/целоваться». Это происходит не потому, что нет замечательных игроделов или музыкантов. И тем более, не потому, что чуть более сложное произведение простому человеку неинтересно и непонятно – чушь! Это происходит потому, что рельсовый продюсер не желает показать их человечеству. Ссыкотно ему, рельсовому продюсеру. Он между творцом и потребителем как трансцендентальная стена между луной и солнцем.

Очень противно и очень жаль. Алексей Иванов мог бы серьёзно расшевелить это беспробудное болото. Но, увы, не в этой мифической вселенной. С другой стороны, радует хотя бы то, что он просто есть, и никто его, по большому счёту, от нас не прячет.

Tags: буквы, книги, мысли
Subscribe

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • О «Рифе» Поляринова

    Новый роман нежно мною любимого Алексея Поляринова угодил мне точно в детский страх: эстетика сект сильно пугала меня, иной раз в…

  • Я тряс над ними песком...

    Немного возрастной рефлексии, симпатичнейшие мои. Интервью Моргенштерна Дудю, помимо чертовски смешного эпизода с рестораном и экселевской табличкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • О «Рифе» Поляринова

    Новый роман нежно мною любимого Алексея Поляринова угодил мне точно в детский страх: эстетика сект сильно пугала меня, иной раз в…

  • Я тряс над ними песком...

    Немного возрастной рефлексии, симпатичнейшие мои. Интервью Моргенштерна Дудю, помимо чертовски смешного эпизода с рестораном и экселевской табличкой…