кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Про Японию

Про Японию мне говорить очень трудно, поскольку за слабоискрометной риторикой трикстера, которую я периодически пытаюсь имитировать, разговаривая с вами, скрывается, как известно, инфантильный страх перед вещами по-настоящему серьезными. Как у Грега Хауса: за балагурством притаилась мелко дрожащая фобия социальных штампмов и ответственности. Но самое неприятное, что, начиная признавать эту хрестоматийную ответственность, Грег Хаус становится из блистательного трикстера невыносимым занудой.

Наверное, я тоже стараюсь обходить серьёзные темы – по возможности – из-за того, что боюсь стать скучным. Да, стараюсь по возможности.

Но сейчас, как вы понимаете, у меня такая возможность отсутствует. И в этой до безобразия грустной истории есть две вещи.


Я прекрасно понимаю – не маленький – что японцы, это не совсем волшебные небожители, не трансцендентальные бакэмоно и нэкоматы (что, тем не менее, не помешало им произвести такую стремительную и четкую эвакуацию, какой позавидовали бы даже сценаристы классической Годзиллы - тоже, вобщем-то, японцы). Я прекрасно понимаю, что настоящая Япония, это не совсем та сказочная страна – ёлочный шар, которая описывается у меня в диссертации. Да, там иерархическая бюрократия во властных структурах; да, там совершенно сомнительная концепция передачи атомной энергии в руки частного бизнеса и помещение этой страшной мощи на краешек зыбкой суши, прямо под боком у другой страшной мощи – абсолютно внезапной и бесконтрольной. Но, чёрт возьми, какое всё это имеет значение, если я последние дни хожу пасмурный, как с кошками на душе?

И в связи с этим я категорически НЕ понимаю вот чего: повсюду сейчас вибрируют дебаты на тему: надо жалеть японцев или не надо? Вот и некто Тёзка Носик породил сомнительный текст , посвященный этой проблематике. Я слегка в бешенстве. Как вообще человеку в здравом рассудке может придти такая формулировка в голову: надо ли жалеть? Что это за постановка вопроса – «надо»? Когда вы чихаете, вы задумываетесь над тем, надо чихать или не надо? А когда вам хочется поссать, вы принимаете решение, также прибегая к обширным статистическим данным – сколько человек мочится на планете Земля каждые 4 минуты, и как их мочеиспускание сказывается на микроклимате?
Почему некоторые деятели радио и интернетов – да и простые ребята повсеместно – не могут уяснить элементарной вещи: жалость, сочувствие – это категории, находящиеся вне статистики и математической логики. Подходить к человеческому сердцу с линейкой, с видом недоученного плебея рассуждать о том, насколько процентов сердобольность данного сердца превышает здравый смысл, на мой взгляд – весьма и весьма гнусная вещь.

Нет, поверьте, я вовсе не сторонник иррациональных практик в духе: «влюбляются не за что, влюбляются просто так». Я всегда готов покопаться в эмоциях, и у любого чувства при желании можно отыскать первопричину. Но, найдя эту первопричину, оформлять чувство в паспарту из цифр и квазинаучных псевдовыводов – полнейший бред.

Почему читатель или зритель больше сочувствует маленькому умирающему щеночку, а не умирающему человеку? Говорят, кстати, многих это бесит. Но ответ очевиден: щеночек – беззащитное, слабое, симпатичное существо, жертва обстоятельств. Человек – как правило – агрессор, сильный мира сего, верхушка гастрономической пирамиды. Эмоции наблюдателя здесь совершенно оправданы. И нелепо объяснять, что жалость к щенку «менее логична», чем жалость к человеку! Это же так просто!

Или вот ещё излюбленная песня нашего брата: чего это мы должны жалеть японцев, коли свои родные славяне как мухи мрут! От таких заявлений у меня скручивает нутро – и срочно хочется сблевнуть. Почему мама нам дороже чужого человека? Отнюдь не потому, что она нас биологически произвела на свет: это вопиющая инсинуация. Потому что мама дарит нам ласку, защиту и понимание мира. Холит и лелеет. Или, если уж говорить чёрствым языком любителей статистики, она дарит нам позитивную информацию в широком смысле. Дарит её нам в большей степени, нежели «чужой человек». Японцы для меня – источник именно такой позитивной информации; многие мои эстетические взгляды сформированы именно под влиянием японской культуры – вы все об этом знаете. Так, стало быть, с какого ж хрена у меня можно отбирать право сочувствовать трагедии? Или осуждать меня за это?

У меня есть только одна версия ответа на вопрос – откуда же берётся у людей желание «измерить» собственные чувства и эмоции. Скорее всего, эти ребята панически боятся быть обманутыми, искусственно «разогретыми» шумихой из телевизора и прочих крикунов. Придуманное ныне – и, надо признать, небезосновательно – кошмарное идолище журналистов-пиарщиков, которое "формирует общественное мнение", пудрит мозги и подменяет картину мира, стало таким колоссальным, что им впору пугать маленьких детей. Некоторые люди так страшатся надувательства, ложной информации, что начали бояться испытывать эмоции вообще, полагая их такими же «ложными»! «Вот я пожалею японцев, а вдруг у них всё хорошо на самом деле?! – думает очередной Интернет-деятель. – Получится, что жалость свою я истратил понапрасну! Невосполнимая потеря!» И начинает строить вокруг себя частокол из того, что он называет логикой и статистикой. И если он увидит на улице умирающего от упавшей ледяной глыбы незнакомца, то конечно же пройдёт мимо – ведь на земле каждые четыре минуты умирает 428 человек!

Противно, ей богу.

Друзья, никто никому ничего не должен. Если жалко – жалейте, если не жалко – не жалейте. Каждый человек действует, мыслит и чувствует, исходя из собственного опыта и воспитания. Но умоляю вас, не измеряйте эмоции по линейке. И не заматывайтесь в серый кокон статистических данных и псевдонаучной рассудительности, как призывает Тёзка Носик. Это как минимум смешно. Вы же всё-таки люди, а не боевые антропоморфные нанокалькуляторы.

И я изо всех сил надеюсь, что они там всё-таки выкарабкаются и скакнут вперёд, стремительно,  как после войны.
Tags: Япония, мысли
Subscribe

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments