кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Ох уж мне этот ваш Лост...

То ли это звёзды над головой выстроились нынче неприличным кренделем, то ли Эйяфьядлайёкюдль насмердил гнуснейше в мозг – но этой весной меня тянет на мелкоконструктивную критику а.k.a. нудёж престарелый.

Поверье гласит, что где-то в пульсирующем блогосферном космосе существуют полчища адептов сериала «Lost». Также утверждается, что полчища эти – несметны, имя им – легион, и погружённость их – столь же глубока, что бездны тартара и кабинки биотуалетов. И что, мол, их субкультурные колебания видны невооружённым глазом из любой точки блогосферного космоса, и не ощутить этих колебаний – значит быть толстокожим аналоговым нёрдом.
Однако ж, незримые божества блогосферного космоса умудрились протащить меня мимо грандиозного пласта лост-коммьюнити – ну, может быть, лишь слегка мазнув по этому пласту физиономией на бешеной скорости – и оставили меня человеком тёмным и диким.
Поэтому сознаюсь смиренно: я ни хрена не смыслю ни в существующих теориях, ни в популярных трактовках вселенной Лоста, ни в контекстах основных тематических холиваров.
Всё, о чём здесь пойдёт речь – дискурс стороннего наблюдателя, обделённого цивилизацией дикаря, который слез с пальмы и признал независимость Южной Осетии в обмен на горсть разноцветных ракушек.

Я посмотрел Лост весь залпом подряд целиком совсем вообще, не отвлекаясь на праздное ожидание онгоуингов и прочую пудреницу мозгов.
Посмотрев, я понял две принципиальные вещи:
1. В формате телесериала ничего сильнее Хауса никто не снял.
1+. Даже с учётом слабенького 6го сезона Хауса.
2. Стало очевидно, почему Лост шёл по первому каналу, а Хаус нет.

Просмотр Хауса наделяет человека особым ценным даром, который в принципе можно рассматривать и как проклятье: после Хауса ты начинаешь без бинокля и мелкоскопа видеть у других сериалов сценарный каркас, скелет. Ты начинаешь замечать мелкие лажи, сюжетные лакуны, шероховатости – а то и булыжники! – в диалогах, нелепые решения, невыстрелившие ружья. Короче, ты начинаешь не верить, если хоть кто-то из участников фильма чуточку схалтурил.

Нет, Лост – неплохой сериал. Видимо. Наверняка. Тот факт, что я его выдюжил и легкомысленно расплатился с ним самым дорогим, что есть – временем вечерней праздности, говорит о его, в целом, смотрибельности.
С другой стороны, не могу не признать: во многом я совершил этот нелепый подвиг ради того, чтобы иметь основания настрочить вам тут эту телегу!

Я ведь сказал что сериал неплохой? Вот. Дальше – терпите, снисхождения не будет ;).

Первое что приходит в голову:  Лост - сериал для ролевиков - и увы - не в том смысле, что дарит нам дух приключений, непреодолимое влечение к непознанному, отрыв от убогой реальности. А в том смысле, что «Из кривой и старой лыжи вырезает меч эльфийский, что на х.. похож изрядно…» (с).
События развиваются на манер игрового модуля, причём скверно слепленного: ничего не объясняя, персонажам раздают квесты, персонажи сбиваются в группки приключенцев и сломя голову несутся эти квесты выполнять. По ходу дела выясняется, что большинство из розданных квестов не несут никакой смысловой нагрузки и главное – не приносят ни плюшек, ни экспы. За исключением главных героев – да и то не всегда. Тогда приключенцы перекомпоновывают свои приключенческие отряды, обозначают себе новые приоритеты, цели и задачи – и снова пускаются в путь. Так происходит с самого начала до самого конца – слава богу, без перерывов на рекламу.
Знаете, как это часто бывает в халтурном D&D: если данжон мастер чувствует, что игроки слишком быстро двигаются по модулю или если забрели в ту область, которую данжон мастер не очень хорошо продумал, то он – данжон мастер – делает такое загадочное лицо, глаза, полные страшных тайн, взмахивает рукой и произносит усталым голосом: «Ну а пока… ватага гоблинов!». В Лосте тоже самое: не покидает ощущение, что главный данжон мастер Джей Джей Абрамс и его данжонные приспешники придумывают квесты на ходу. И придумав, понятия не имеют, куда эти квесты приведут и чем закончатся.
И всё это пафосно ретушируется тоннами грима таинственности и тонального крема загадочности. Это ещё один безупречный финт ушами: если вам нечего сказать, вас прижали к стенке и требуют ответить за базар, нужно срочно напустить в очи тумана и странным голосом пророкотать: «Ша! Вы ещё не знаете всей правды, жалкие смертные!».
А на встречный – и надо сказать, более чем резонный – вопрос «Так а в чём правда, брат?», следует ещё внушительнее прогромыхать: «Сейчас не время! В путь!».
Ребятки, я честно считал и отмечал галочкой в блокноте. Несколько раз сбивался. Но могу заявить, что кусок диалога:

- Что произошло?
- Я бы рассказал, да ты мне не поверишь…
- А ты попробуй!
- Сейчас нет времени!


– повторялся БЕЗ ВАРИАЦИЙ три раза и ещё С ВАРИАЦИЯМИ великое множество.
Посмотрите вот эту серию Смешариков. «Карта зашифрована! Никому ни слова!». Считайте, вы посмотрели шесть сезонов Лоста.
Нет, в природе и в искусстве бывают такие моменты, когда недосказанность – это прекрасно. Это здорово, это круто. Когда недосказанность побуждает мыслить, пробуждает чувства, порождает новые миры. Более того, я ни на секунду не усомнюсь, что там – в истерически пульсирующей части блогосферного космоса, где Лост-коммьюнити возжигает во чреве своём величественные холивары – недосказанность Лоста побуждает, пробуждает и порождает именно так.
Но я-то посмотрел Хауса – мне-то что прикажете делать?! Я же теперь как несчастная Кассандра с трагическим Лаокооном – вижу крупные белые стежки, трещащие сценарные швы – но кто меня услышит? Я вижу за недосказанностью не бескрайний океан интерпретаций, а интеллектуальный, сюжетный вакуум, который усугубляется ещё и невыстрелившими ружьями. Этих ружей тут – армейский склад. Ружья мало того, что не стреляют, они при ближайшем рассмотрении оказываются пластмассовой китайской пневматикой, которая не может по-настоящему выстрелить в принципе. И вы мне после этого что-то говорите про Heavy Rain!
Вот ещё характерный диалог:

Кейт: Я готова тебе всё рассказать…
Джек (улыбаясь, глаза как всегда слезятся): Да ладно уж, не надо…
Спустя какое-то время:
Джек: Ну так может расскажешь мне всё?
Кейт: У тебя была возможность всё узнать…

И вот ТАК – все шесть сезонов!
Опять же, я обожаю недосказанность, когда за ней стоит красота, захватывающая дух глубина, когда, проткнув носом дырку в холсте, можно увидеть маленькую дверцу. Как в «Замке» Кафки. Как в «Граде обречённом». Как в «Евангелионе».
Но здесь! Здесь падают декорации – а за ними ничего нет!
Декорации, кстати, ещё один убийственный момент сериала. Нет-нет, не те декорации – с картинкой тут всё хорошо. Красивый остров, красивая зелень, красивые горы, красивый океан, красивая женщина Еванжелина Лили. Я снова-здорово про декорации сценарные. Про мат-часть, так сказать.
Чем хорош Евангелион? Что заставляет нас копаться в нём до бесконечности, изучать принцип работы N2-бомбы, раскрывать истинные планы SEELE, объяснять картину мира и т.д.? Богатая мат-часть. Там всё продумано до мелочей. Прописаны легенды, уточнены термины, изучены источники. Там есть на чём и о чём говорить.
А чем нас встречает Лост? Офигительной гениальности квантовый физик Дэниел Фарадей, закончивший Оксфорд с красным дипломом и докторской степенью чуть ли не в 16 лет, на протяжении трёх последних сезонов нам пытается объяснить темпоральные скачки и повреждения пространственно-временного континуума. Пытается так, как будто он не то, что в Оксфорде не учился – «Назад в будущее» не смотрел! У него, конечно же, так ничего и не получилось в итоге – ибо НЕДОСКАЗАННОСТЬ! – но больше всего убил эпизод, в котором во время очередной темпоральной авантюры расчет гениального квантового физика Фарадея оказался неверным. Фарадей сокрушается и говорит следующие слова (внимание!!!):

- В своих расчетах я учитывал только ПОСТОЯННЫЕ величины… Но я забыл учесть… ПЕРЕМЕННЫЕ!!!

О да, детка. Когда ты готовился к защите докторской, ты явно пропустил спецсеминар по переменным. А ведь в Оксфорде так сильно преподают переменные! Чёрт, Дэниел, как ты мог! Моё разочарование разрастается не в арифметической, а в геометрической прогрессии!
А ближе к финалу крутой рубаха-пилот Лапидус, поднимая в воздух разбитый в хлам самолёт (предварительно он заколотил его молотком и подправил отвёрткой – летать будет!), произносит ещё пару гениальных фраз:

- Чтобы взлететь, нужно проверить гидравлику и электронику!
- Электроника барахлит!
- Надо перезагрузить гидравлику!


Ребята, это вот и есть культовый сериал про выживание?
Другой аспект декораций – их ограниченность и уловность. Действовать можно только в обозначенных смысловых рамках.
Если в камере с потолка свисает цепь – то за неё надо дёрнуть. И попробуй не дёрни!
Если нам сказано, для того чтобы отключить помехи, идущие со станции «Зеркало», нам надо пробраться на станцию «Зеркало» и пожертвовать жизнью Чарли – значит так оно и есть! А тупо перерубить сам кабель, по которому мы, собственно, до станции и добрались – ни в коем случае! Данжон мастером такое развитие не предусмотрено! Если замахнёшься на кабель топором – топор отскочит тебе в лоб и снимет пару сотен хитов!
Если нам, чёрт возьми, хочется задать мастерскому персонажу животрепещущий вопрос – более того, мы знаем что надо спрашивать и как! – но ответы данжон мастером не придуманы – не сметь! Варианты вопроса можно выбрать из имеющегося списка! И на большинство из них ответом будет что-то типа: «в мире очень много непознанного, мой друг… главное, жить и поступать по совести».
Соответственно, герои ведут себя подобно тряпичным куклам на пальцах сценариста. Если сюжетом предусмотрено, что сейчас герой будет тупить – его IQ падает резко и сокрушительно в бездны тартара и кабинок биотуалета. Однако в следующее мгновение он может выдать невероятно рациональную мысль.

И эта картонная коробка с оловянными солдатиками 6 лет кувыркается в смысловой пустоте, поворачиваясь к зрителю то одною своею гранью, то другой, перетасовывая солдатиков внутри себя, все смотрят на эти непонятные пертурбации и думают: как же данжон мастер Джей Джей Абрамс распутает все узлы, откроет все замки и расскажет все отгадки за две оставшиеся серии финала?
Спокойно, Дубровский, я не Маша. Джей Джей Абрамс ничего вам в двух сериях финала не распутает. Не откроет и не расскажет. Вместо этого он попытается выжать из вас соплю со слезой, и погоревать над судьбой местного Синдзи Икари.
Попытка не удалась. Для того, чтобы разреветься над картоном, картон должен ожить. Стать настоящим, тёплым, трепещущим. Он должен плакать и смеяться вместе с тобой.

А не учитывать переменные и перезагружать гидравлику!
Tags: кино
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…