кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Мелкоконструктивная критика Интерпретаций Античности

Сперва я подумал, как правильнее обозвать нижеистекшее истечение: малоконструктивная критика или же мелкоконструктивная.
Решил, что всё-таки мелко.
Потому что не так уж и мало!

Этой весной westside развлекательной культуры-мультуры плотно взялся за Древнюю Грецию. И на меня плоды их трудов высыпались как-то сразу одной корзиной. Получив ими по маковке, я – в отличие от Ньютона – смог понять лишь одну банальнейшую истину: античная мифология для меня слишком «своё-родное» и «наше-всё», чтобы оценивать чужие трактовки холодно и отстранённо.
Особенно, когда в чужих трактовках столько кромешной лажи, что как по Михалмихалычу: было бы смешно, если б не было так грустно.



Начнём с последнего, ибо говорить здесь, особенно, не о чем, да и досмотрен Джексон был лишь до середины, всё равно даже козе было понятно, что молнии у Зевса спёр гламурный айтишник – сын Гермеса.

В Перси Джексоне всё плохо, он подобен Книге Мастеров: ни того, ни другую не спасает плеяда громких имён в актёрском составе. Потому что, как книги нужно читать, в игры – играть, а задницу – подтирать, сценарии, друзья мои, нужно писать! А не набрасывать последовательность действий и реплики персонажей генератором случайных комбинаций, как подковы на колышек! И даже тот факт, что горгона Медуза в Перси Джексоне – с ногами, а не с хвостом (как во всех остальных рассматриваемых сегодня вариантах), никак не смягчает кондово-топорного климата фильма. Картина начинается с того, как встречаются однажды в Америке Зевс и Посейдон. Тут же у них происходит исчерпывающий диалог.
Посейдон: Зевс!
Зевс: Посейдон!
Ну это чтобы ни у кого сомнений не осталось, а то мало ли. Характерный такой приём, кстати. Добавляет категоричности.
Питер Пэн: Крюк!
Крюк: Питер Пэн!
Ахилл: Гектор!
Гектор: Ахилл!
Рейден: Супермен!
Супермен: Рейден!
Шрек: Фиона!
Фиона: Шрек!
Осёл: Осёл?
Главный герой по сюжету внебрачный сын Посейдона. Похож он при этом на Буратино, которому надо играть в театре у Карабаса-Барабаса, но который ещё не определился, мальчик он или же игрушка? Отсюда возникает стойкое ощущение, что Посейдон согрешил с поленом по фамилии Джексон, и полено родило колебателю земли сына: деревянные страсти, деревянные монологи, деревянные членодвижения. Ещё тут есть дочка Афины. И то ли это была другая Афина, то ли папа девочки – Саша Белый. Ещё тут есть афроамериканский сатир с копытами. Комичный клише-болтун в тени глав. героя. Он умеет говорить «йоу!» и «чувак».
Короче, мы не осилили кино.

Двигаемся дальше.

Знаете, что меня раздражает практически во всех сюжетах на тему древнегреческих мифов? Причём раздражает ровно и стабильно? Хвост горгоны Медузы. Я не знаю точно, дизайнеры D&D ли впервые пришли к этой идее - что у горгон змеиность не только в волосах, но и вместо ног – или кто-то иной.
Положим, сама по себе идея не так уж и плоха, но позвольте, сколько ж можно!

Вот горгона Медуза в Битве Титанов образца 1981.


Вот она же там же образца 2010 в исполнении Наташи Водяновой (э-э, что? о_О).


А вот горгона в God of War.


Ну почему, почему у них хвост! А?! У настоящих горгон мало того, что ноги – золотые крылья были. Нет, пожалуйста, ради бога. Совершенно не вижу, отчего бы благородным донам не поинтерпретировать. Но почему все – ВСЕ! – интерпретируют С ХВОСТАМИ? Коварный волшебник спросил Алладина: «Что ты хочешь съесть?» И поскольку Алладин никогда ничего не ел, кроме жареных в масле бобов, он сказал: «Хочу жареных бобов в масле!».

Исполнительный продюсер Битвы Титанов-2010 спросил главного дизайнера Битвы Титанов-2010: «Какая у нас будет Медуза?» И поскольку главный дизайнер никогда ничего не ел, кроме жареных в масле бобов, бодро рапортовал: «Я придумал гениальнейшую находку! Наша Медуза будет с хвостом!»

Новый Титанический Клэш щедро одарил мигренью от 3D-очков, которые в этом фильме нафиг не сдались, и вновь натолкнул меня на мысль, что СЦЕНАРИИ. НАДО. ПИСАТЬ.
И дело даже не в бессмысленных отклонениях от первоисточника (у нас тут Персей бросает Андромеду ради Ио – и никакого намёка ни на коров, ни на слепней). С самого начала и до самого конца совершенно непонятно, что пытается донести до нас автор. Или там коллектив авторов. При этом очевидно: ЧТО-ТО он до нас донести пытается. Причём пытается надрывно, нарочито, яростно – как певица Валерия поёт свои песни.

Видимо, исполнительный продюсер пришёл к главному сценаристу и сказал: «В нашем римейке должна быть какая-нибудь новая, актуальная, современная, остро социальная идея. Ты ведь уже знаешь, какая эта будет идея, главный сценарист?»
«Ну конечно же знаю!», - радостно воскликнул главный сценарист.
Потому что ни хрена он в своей жизни кроме бобов в масле не ел.

Сначала все пытаются ненавидеть олимпийских богов, презирать их и свергать. Причём именно так, по-молодёжному, самоупивательно, в стиле эмо: «Боги, я ненавижу вас! Боги, я плюю вам в лицо! О, как же я вас ненавижу! О, да, боги! О, да!»
К концу же фильма зритель, вроде как, должен прийти к тому, что может и не такие уж боги и плохие. Не то, чтобы прям совсем, но в целом даже и ничего…
Но проблема в том, что как ни в начале олимпийцы не вызывают неприязни, так и в конце – симпатии. Они там просто никакие. Эдакие болванчики в сверкающих доспехах – то ли средневековых, то ли из Lineage 2.

И да, причём здесь Ио – загадка. А вот Медуза – хоть и Водянова, хоть и с хвостом – пожалуй, единственное приятное глазу зрелище. В общем, не задались римейки в этом году. На Крюгера даже и не пойду, Робина Гуда ожидаю с кислым ужасом.

Классическая Битва Титанов, моя ровесница, сохранилась в памяти как симпатичное кино. Поэтому пересматривать его было с одной стороны боязно, с другой – не очень, всё равно слабее версии-2010 вряд ли окажется.
И правда, не оказалась. Конечно, сейчас зрелищное кино начала восьмидесятых смотрится с улыбкой. Там всё очень наивно и непосредственно. Мне почему-то казалось, что пылкие стремительные дуралеи-богатыри и хлопающие глазками принцессы с сюсипусечными голосами – это только в фильмах Роу и удел советского гендерного воспитания.
Ан нет! Персей у нас – нормальный Ванятка, Андромеда – вполне себе Настенька из Морозко.
Усугубляет веселье официальный дубляж. Из него, например, неожиданно выясняется, что Посейдон снасильничал Медузу не где-то, а в храме Афродиты. А ещё город Иопию (он же Яффа, где Ной построил ковчег) наши переводчики (тоже, видимо, питались одними бобами, сволочи!) сделали по кальке с английского – Джоппой.
- Персей, куда ты бежишь? – окликает пылкого юношу старый дед, и храбрый сын Зевса, не сбавляя шага, восклицает пафосно:
- В ДЖОППУ!!!
Но при всех лулзах, логики и здравого смысла в старом фильме куда больше, чем в новом. И главное его достоинство – достоинство многих старых голливудских эпосов перед новыми – со всем своим наивным пафосом, он не претендует на реализм и социальную серьёзность. Сейчас режиссёры пыжатся, стараются сделать сказку – суровой историей о реальных пацанах. Чтоб всё по правде и всерьёз. Но при этом чтоб Медуза – с хвостом! И чтоб «Посейдон: Зевс! – Зевс: Посейдон!» А так не бывает. Потому что сразу оскомина во рту.

Ну а что же God of War III? Поскольку кое-что я о Кратосе уже писал , здесь сильно многословен не буду. Игра очень неплохая, но явно переоценённая. Да, у неё огромный бюджет и потрясающая картинка. Да, здесь эпично, бодро, кроваво. Более того, с поправкой на общую извращённость вселенной GoW и её основ, здесь всё на своих местах: Афродита – жена Гефеста, Геракл – сын Зевса, Гера – ревнует, Посейдон – покровитель коней, ну и так далее. Никаких богопротивных союзов Ио и Персея, никаких рогатых сыновей Фетиды.
Но пара моментов не дают возвести игру до олимпийских высот.
Первый момент субъективный. Как я уже говорил, древнегреческая мифология для меня слишком личное, потому олимпийцев здесь очень жалко. Не больно мне комфортно в шкуре античного гопника сокрушать основы мироздания единственной извилиной в голове. Я люблю мальчишек-трикстеров и девушек-амазонок. А быдло-терминаторов не люблю. Даже античных. И опять же, хоть я в целом и принимаю здешнее архибрутальное виденье Древней Греции, иногда становится противно.
Во-вторых, увлёкшись графической мощью, авторы периодически забывают о дизайне. Посейдон и Аид прекрасны и впечатляют как внешним видом, так и геймплеем. Но почему они в самом начале? Почему самые могучие после Зевса Крониды уходят в первые часы игры, уступая место младшим родственникам? Да и на родственниках этих дизайнеры, похоже, решили отдохнуть. Ну что это за Гермес! Слабенький и лебезящий. А ведь каким его можно быть сделать в рамках существующей концепции! Гермес в God of War должен быть ловким коварным ниндзя, беспощадным трикстером, помесью Джокера, Спайдер-мена и Найткролера . Он должен был украсть у Кратоса все его клинки, оставив одного, безоружного в холодном и тёмном Аиде. Он должен был обманывать, направлять по ложном следу, путать входы и выходы… Но нет, перед нами хилый недофлэш, после гибели обращающийся стаей мух.
Ну и последним моментом Бог Войны грешит так же, как и вышеупомянутые фильмы. Логика сюжетной канвы начала таять, подобно утреннему туману, сразу после первой части игры. В третьей ею не пахнет вовсе. И снова, нам пытаются донести некую мысль – ну явно же пытаются – а мысль беспорядочно ускользает.

Короче, друзья, хочу сказать вам, что не больно доволен я.
Совсем даже не доволен. Греческие мифы заслуживают более интересных трактовок. Стыдно на такой благодатной почве так нище фантазировать.
Мне кажется, в Афинах народные волнения сейчас как раз из-за этого. Раз уж я негодую, то они там и подавно!

Tags: ps3, игры, кино
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment