кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Киношки, способствующие новогоднему настроению

Самое главное в рождественско-новогодних марафонах - это настроение. Ощущать себя легко, волшебно и гранями мерцающе.
И одним оливье тут, боюсь, не облагородишься. Даже если Салату будет помогать такой вечный аниматор и заводила как Ирония Судьбы.
Поэтому, дабы освежить ощущение лёгкости и мерцания граней, рассказываю о троице фильмов, каковые настоятельно рекомендую для возвышения души и просто от скуки в период длительного новогоднего небытия.


3. Edward Scissorhands, 1990.

В те времена я, конечно же, понятия не имел, что за Джонни Депп и вообще велик ли он. И даже не сильно переживал из-за этого.
Потому что Эдвард - настоящая, очень трогательная сказка. История о том, откуда взялся снег, рассказанная в причудливых гротескных формах. Здесь совершенно нет привычных рождественских атрибутов, нету Санты, оленей и эльфов в полосатых колготках. Но зато есть игрушечный городок с угрюмым замком на холме, букет хорошенько - по-гоголевски - чокнутых персонажей, нереально живая (особенно для начала 90х) фотка Вайноны Райдер на комоде и (ну да, да!) в лучах готического макияжа капитан Депп с колоссальными ножницами вместо рук. Какое счастье, что были не так давно времена (и какая жалость, что прошли!), когда детский фильм с одной стороны не превращали в сусально-идиотический балаган в угоду политкорректности и рейтингу Е, а с другой не топили в мясе и томатном соке в угоду вульгарной готичности и мочилову. В Эдварде никто не сюсюкает и не прячет жестокости или интимности, но никто и не упивается болезненно последним.
Сказка эта бесконечно печальная, но до мозга костей новогодняя. И не только потому, что там происходит Рождество и утверждается альтернативная природа падающего снега. Фильм сам по себе - по тому, как звучит, как выглядит - похож на ёлочную игрушку. Или на стеклянный шар с маленьким миром внутри, где идёт снег, если его потрясти. И конечно же, он так ностальгичен для тех (старых перлов вроде меня) кто видел Эдварда в детстве.

2. Batman Returns, 1992.

Да, друзья, в нашей сегодняшней тройке с бубенцами будет предсказуемо много Бёртона. Рождественская эстетика, если вы обратили внимание (вы ведь смотрите Бёртона, как Пушкина читаете, правда?), тянется через все его фильмы, где-то прячась, где-то елеуловимо мелькая, где-то выбираясь аж в заголовок.
Однако нет более новогоднего фильма у Тима, чем Возвращение Бэтмена. И опять, как и в случае с Эдвардом, "рождественскость" не исчерпывается здесь тематикой или сезонным сеттингом. В Новый год и под Рождество стараешься заниматься тем, что любишь пуще всего, и находиться там, где тебе более всего уютно. Как и несколько лет спустя Гильермо дель Торо с Хеллбоем, Бёртон сделал свой второй фильм по комиксу куда более личным, настоящим, чем первый. Второй Бэтмен меньше всего похож на оригинальный источник и больше всего на Бёртона. И потому - на настоящее кино. Глубокое, искреннее, волшебное. Пингвины, кошки и летучие мыши лучше всего чувствуют себя и смотрятся в карнавальной фантасмагории. Их маски - в нормальных условиях вызывающие нормальное человеческое ржание - здесь абсолютно естественны. На пиршестве новогоднего безумия герои просто не могут выглядеть иначе.
Но самое главное, что в масках не болванчики, а живые люди. Здесь удалось то, о чём я недавно писал: сочесть в одном флаконе высокие и низкие штили. В этом отношении, Кошка за исполнением Пфайфер одновременно и апогей драматического женского образа, и апогей извращённой сексуальности - вещей, которые в принципе в драматургии не способны, казалось бы, существовать рядом. Ан нет, вот вам: ростовы и мармеладовы даже рядышком на скамеечке не курят - и при этом как, чёрт побери, Селину Кайл приятно есть глазами мужчины!
А надо всем этим полуночным маскарадом таинственно музицирует Денни Эльфман. Не могу не признать, его творчество совершенно одинаково во всех бёртоновских фильмах, и хотя бы по этой причине мы не в силах поставить его в ряд с Шубертом или Россини. Однако ж в рамках жанра Эльфман великолепен. За сказками - вам сюда и только сюда. Фактически по мотивам Возвращения Бэтмена можно сделать балет в духе Щелкунчика и победоносно пройтись им по мировым театрам. Детишки будут в восторге.
Бёртон снял несомненно лучшего Бэтмена в истории. И даже если вы далеки от комиксов так же, как Мария Антуанетта от народа, обязательно смотрите Возвращение Бэтмена под Рождество. Я так поступаю каждый год - и волосы мои неизбывно мягки и шелковисты.
Просто до безобразия.

1. Love Actually, 2003.

Реальная Любовь - это шедевр. В отличие от двух наших предыдущих зодчих новогоднего настроения, она не заигрывает с масками и карнавалами. Она похожа на аппетитный кусок слоёного пирога, где виден срез всех слоёв британского общества - причём каждый потрясающе вплетён в другой и все они очаровывают сразу и навсегда. Нам рассказывают одновременно несколько историй о любви, происходящих в канун Рождества. Рассказывают совершенно гениально. Диалоги или изгибы фабулы бессмысленно пересказывать, потому что (как и любое хорошее кино или книга) Реальная Любовь - это цитатник, который нужно запомнить, записать, а потом ловко вворачивать в разговорах с друзьями. Именно после этого фильма - ну и после книжек Фрая, разумеется - я окончательно осознал, что научился чувствовать английский хьюмор и впадать от него в экстаз.
И хотя не все из рассказанных в фильме историй о любви счастливой - фильм наполняет той сказочной лёгкостью, о которой я пытался говорить в начале, неуклюже попиннывая Салат Оливье с Иронией Судьбы.
Вот, кстати, о последней. При всей её замечательности, при всей замечательности актёров и их героев, долгое время, что я вместе со всей страной год за годом пересматривал фильм, меня не покидало (а скорее даже наоборот, всё нарастало) такое чувство, будто что-то здесь не так. И я никак не мог понять, что же.
А после Реальной Любви - наконец, понял. Все самые смешные моменты Иронии завязаны, в сущности, на том, что герои напиваются. Сначала Мягков, потом Яковлев. Нет, оба чертовски обаятельны. Но что-то в этом есть... не то. Понимаете, в Реальной Любви все, абсолютно все герои - даже те, что совершают ошибки, начиная от премьер-министра и заканчивая трогательными порно-статистами - люди невероятного внутреннего достоинства. Да, они тоже смешны, нелепы, неуклюжи. Но всегда - чрезвычайно достойны.
В Иронии Судьбы этого достоинства героев не хватает. А ещё там есть тоска. Тоска, совершенно тоскливая такая тоска, которой ну совсем не место в Новый Год. Какая-то... не знаю, скорбь что ли, связанная с приходящим утром и развеявшейся сказкой.
Реальная же Любовь радостная. Она ненавязчиво убеждает в том, что мир вобщем-то чудесен. И жить в нём - хорошо.
Поэтому я буду смотреть хорошее английское кино и в этот Новый Год снова, чтобы опять поверить в красоту мира.
И чтобы сказка, сука не кончалась =).
Tags: batman, Новый год, кино
Subscribe

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments