кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Тернистый путь красной шапочки.



В потоке косноязычных кинорецензий Лисьего Логова пора бы, наконец, уделить кроху внимания и моей любимой одиннадцатой музе. Речь сегодня пойдёт о всплывшей недавно в разговоре с Павликом сюрреалистической притче The Path – пожалуй, самой удивительной игре в этом году.
Ну-ка, что господа игроделы умеют и любят больше всего, давайте скажем хором? Правильно. Взять что-нибудь сильно нетленное и перевернуть с ног на голову, насытив до отвала готикой, сексом, насилием и прочими милыми сердцу подростка девиациями. Заметьте, я сказал «умеют и любят». В том смысле, что у господ игроделов такое получается, и получается хорошо.
Хорошо – то есть не плохо.
Это я к тому, что секс и насилие в играх не является симптомом бездуховности, как многим бы хотелось. И ещё к тому, что все разговоры о бездуховности в играх и ханжеские всплески конечностями я вращал на рудиментарном фаллосе.
Вы меня поняли.
У МакГи вышла очаровательная Алиса, готовится выйти ещё одна, а совсем скоро нам собираются изобразить адовую мясорубку по мотивам Божественной Комедии. Что ж… посмотрим, как там у них слеза меж ягодиц струится бороздой…
В этом смысле воплощение в мире видеоигр «Красной шапочки» выглядит делом тривиальным: большинство из нас знают, что творилось в оригинальной сказке до того, как её коснулось перо Перро, а потом и братьев Гримм.
Мягко говоря, там все умерли.
Народное творчество – особенно средневековое – штука такая, очень напоминает видеоигры: по-настоящему крутых бриллиантов с гулькин хрен, зато месива кровавого хоть отбавляй! И казалось бы – что может быть проще?
Однако ребятишки из Tale of Tales подошли к вопросу художественно.

Может быть, даже высокохудожественно.
Сперва немножко истории. В 2008-м Tale of Tales нарисовали необычайно необычайную игру под названием Graveyard.
Мы управляем траурной старушкой, которая приходит на кладбище. Приходит и идёт по дорожке между могилок вперёд, к скамеечке. Всё это неспешно и полностью монохромно. Вокруг поют птицы и светит летнее чёрно-белое солнце. Приблизившись к скамеечке, старушка садится, и начинается песня за кадром. Старушка сидит и о чём-то думает. Или не думает. Потом песня заканчивается, старушка встаёт – и мы выходим с кладбища.
Конец.
Слышите, да? Конец. Игра закончилась. Это же гениально! Вот, качните себе.

Эстетически The Path вобрал в себя очень многое из этого чёрно-белого кладбища. Но поднял его концепцию на совершенно иную высоту. В основном нам придётся здесь заниматься всем тем, чем меньше всего принято заниматься в видеоиграх. И это потрясающе.
В центре внимания у нас шесть сестёр, которых мама попросила навестить бабушку, живущую на дальней опушке леса. Все шестеро, конечно же, Красные Шапки – и даже имена сестрёнок так или иначе отсылают нас к цвету головного убора: Роуз, Руби, Скарлет… Мама строго настрого запрещает нам сходить с тропинки, ведущей через лес. Что бы не случилось.
Так вот. Проходя через лес, нам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно свернуть с тропинки. Иначе мы толком и не поиграем в игру.
Каждая из Шапок – это деликатный и хрупкий внутренний мир. Здесь есть старшая сестра, вся в заботах об остальных, но в тайне тянущаяся к искусству; есть кокетливая красотка в обтягивающих красных штанишках, и конечно же глубоко одинокая; здесь есть девчушка-пацанка, любящая играть и царапать коленки; здесь есть лирическая ролевичка с белым кроликом и есть самая младшая сестра, наиболее соответствующая оригинальному имиджу лил райдинг худа; наконец, здесь есть депрессивная готка в мини-юбке и с протезом вместо одной ноги. Ну не чудесно ли?
Красный Шапки раскрываются медленно и осторожно, всё глубже и глубже погружаясь в дремучий лес.
Дремучий лес туманен, загадочен и бесконечен. В нём много причудливых форм, выцветших красок и обожаемого эффекта Bloom. Когда Шапка забирается туда – обратно на тропку самой ей уже не выбраться.
Карта леса, рисуемая по мере ваших блужданий, появляется на экране спонтанно, когда ей самой захочется, призраком наслаиваясь на основную картинку.
Обнаружив консервную банку, колодец, ржавое инвалидное кресло или ещё что-то, каждая из девочек высказывает свои мысли по этому поводу. Да-да, именно по поводу консервной банки, колодца и ржавого кресла. И как ни странно – личность каждой вырисовывается всё живее, всё чётче. Помните, я говорил, что здесь всё не так, как обычно в играх? Получите: для того, чтобы рассмотреть любой предмет в лесу, нужно… отпустить всякое управление! Чтобы персонаж совершил действие, игрок должен перестать совершать какие бы то ни было действия! Ну не чудесно ли?

А в конце каждой из сестёр суждено встреть в лесу своего Волка. У кого-то это турист, разбивший палатку в чаще, у кого-то странный человек, ошивающийся на заброшенной детской площадке. Вообще игра настолько полна смыслами и символами, что игрок вынужден рассуждать сам, что же происходит с каждой из девочек во время встречи с Волком. Но очевидно, что ни для одной из Шапок эта встреча не приводит ни к чему хорошему. Это столкновение с судьбой, столкновение с самим страхом. И каждой девочке в этом столкновении предстоит проиграть. Потерпеть неудачу. Цель игры – именно в поражении. Ну не чудесно ли?
После этого мы находим Шапку перед входом в бабушкин дом без сознания под проливным дождём. Подняв героиню, мы направляем её к дому. Девочка идёт медленно, хромая и покачиваясь…
Таким вот образом нам нужно провести к бабушке всех сестёр по очереди, вывернув наизнанку их чувства и страхи, столкнув с Волком лицом к лицу. А потом долго соображать, а что это было? Что всё это значило? Предполагать, угадывать, разговаривать с собой, выдвигать версии происшедшего.
Понимаете теперь, почему я каждый раз в характерной параноидальной манере пытаюсь скрипеть об одиннадцатой музе? И вращать разговоры о бездуховности на рудиментарном фаллосе.
Не буду рассказывать ни про седьмую девочку в белом, ни про то, что поджидает нас внутри бабушкиного дома, если туда всё-таки добраться. Посмотрите сами, благо Тропинка не требует ни экзотических игровых платформ, ни новейших видеокарточек. Но абсолютно требует, чтобы в неё поиграли.

Поиграйте в игру. Существует «настоящее кино», «настоящая литература». The Path – это «настоящая игра».
А ещё посмотрите, как симпатично сделано на сайте Тропинки представление героинь и их создателей.
Tags: игры, мысли
Subscribe

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments