кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Об аранжировках, о симулякрах и снова здорово о косплее

Я вот о чём подумал: с самого становления этого древнего способа выражения (косплея, стало быть) – и до сих пор – квинтэссенцией его является подражание. Нет, разумеется, любое размахивание творческим потенциалом перед носом восхищённо жующей толпы – это всегда в какой-то степени подражание. Художник копирует то, что видит, музисьен – что слышит и так далее, и так далее. Все ноты уже сыграны, а буквы произнесены.
Бла-бла-бла-бла.
В этом доводящим до оскомины своей софистикой ракурсе косплей представляется таким же подражанием, как и вся остальная мифопоэтическая деятельность человека.
Но что странно.
Если остальные и прочие жанровые эманации жёстко и сиюсекундно критикуются за плагиат, попсень и вторичность (причём как со стороны недосягаемых апологетов высокого искусства, так и со стороны неистребимой стозевной касты люмпен-троллинга) – при этом превозносясь до небес за оригинальность, «новое слово» и «свежую струю» – то с косплеем всё обстоит иначе. Высшей точкой нирваны, зенита и комплиментации у нас является наоборот – абсолютное, идеальное, тютелька в тютельку воспроизведение оригинала.
И заметьте, сейчас я не говорю, что это плохо или хорошо.
Просто так есть.
Точное попадание в «историчность» (я не знаю, какой подобрать аналог здесь, кроме реконструкторского, но вы меня поняли) возносит. Шаг влево, шаг вправо – персональный расстрел от касты люмпен-троллинга.
И заметьте, я по-прежнему не говорю, что это плохо или хорошо.
Ни в коем случае этому лежащему в основе косплея алгоритму нельзя отказать в (о, нет!) «творческости». То есть, в художественности. То есть, в созидательно-креативном проявлении себя. То есть… чёрт, есть такие вещи, о которых просто невозможно сказать, чтобы не спошлить или не придумать какое-нибудь идиотское слово, типа «творческость». Так что завяжем, опять же – вы меня поняли.
Несомненно, здесь есть настоящие мастера и настоящие шедевры; есть косплеи, от которых захватывает дух; есть фотографии, которые можно разглядывать часами. И никто не посмеет заявить, что в таком занятии есть что-то недостойное, низкое или (приготовили туалетную чашу для сблёва) бездуховное. Ну, вернее, желающие такое заявить найдутся – и не по разу – однако дорога им, конечно же, одна: вослед пионэрам.

Смущает меня в такой косплейной парадигме иное.
Конечность симулякра.
Я поясню.
В любом искусстве, несмотря на то, что буквы произнесены, ноты сыграны, формы оформлены, а краски – что там обычно делают краски? – ну, неважно, существует устремлённое в бездну количество интерпретаций и аранжировок. Смешивать цвета в пробирках можно бесконечно. И это никогда не надоест, не наскучит, не изживёт себя. Потому что хоть источник один – интерпретациям имя легион. И симулякр – бесконечен и неизбывен в новых лицах.
В косплее – иначе. Поскольку мы вынуждены следовать источнику жёстко, наши аранжировки конечны. Самое большее, чего мы можем достигнуть – это сверхъестественное качество, невероятная полировка. Это уже немало.
Но что потом? Потом – мы можем пройти этот путь заново. И кто-то другой может пройти тот же путь – слабее или же затмив нас. Но всегда виден потолок.
Так вот, возвращаясь к самом началу: я вот что подумал.
Иногда всё-таки хочется, чтобы потолка не было видно.
Почему бы не добавить косплейной концепции аранжировок? Зачем для того, чтобы вывезти на фестиваль СиСи в красивом чёрном платье в форме пригоревшего свадебного торта, нужно обязательно отыскать соответствующий арт? А без этого – ни-ни?
Взгляните, как решается вопрос в Голливуде, когда речь идёт о фильмах по комиксам или иным лицензиям: никто не пытается досконально воссоздать идиотический костюм Бэтмена из оригинального комикса (ну, после сериала 60х – точно никто!). Наоборот – каждый новый фильм старается создать концептуальное офигеннейшее виденье любимого героя. Поэтому в у Бёртона Бэтмен сначала, готичен потом готично-индустреален, у Шумахера Бэтмен сначала анатомичен, потом порнографичен (сосцы! У него сосцы!), а у Нолана – хайтэччно-модернов.
А киношный Спайди затянут в латекс, и эмблема у него – вообще ни разу не реконструкторская! А ведь по сути голливудские изыски – это тот же самый косплей. Пусть не для души, пусть за хорошие деньги. Но кто мешает нам (ну опять же кроме трусливо-инертного люмпен-троллинга) поступать так же? Кто мешает реинвентить (в рамках творческости конечно же) любимых героев?
Разумеется, для многих это может стать оправданием плохого косплея: мол, мой Эдуард Эльрик одет в красную занавеску, потому что я так вижу!
Но плохой косплей всегда был и всегда останется, и опрадвания будут отыскиваться всегда.
А вот пробить головой потолок и полезть выше – вот это было бы здорово!
Ну честное слово, рано или поздно потолок не захочется видеть многим и разным.
Когда-то живопись тоже была исключительно слепым подражательством. Но живопись существует на Земле уже прорву времён. А косплей меньше века.
Поэтому мне кажется, что совершенно естественным эволюционным витком косплея должны стать желание, возможность и необходимость интерпретировать. Домысливать. Допридумывать. Дорисовывать. И чем раньше, анимешнички, мы с вами придём к этому, тем лучше.
А теперь – спать!
Tags: anime, cosplay, мысли
Subscribe

  • Эстетика «Кромешных тайн Эпиотики»

    Сегодня я вам расскажу (а многим – напомню) о дизайнерской философии «Кромешных тайн Эпиотики», моей детективной (J)RPG во вселенной «Тентаклиады».…

  • Кромешные тайны Эпиотики

    В связи с тем, симпатичнейшие, что за последние пару недель прибыло assez bien новых читателей сего скромного блога, равно как и из-за того, что…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Эстетика «Кромешных тайн Эпиотики»

    Сегодня я вам расскажу (а многим – напомню) о дизайнерской философии «Кромешных тайн Эпиотики», моей детективной (J)RPG во вселенной «Тентаклиады».…

  • Кромешные тайны Эпиотики

    В связи с тем, симпатичнейшие, что за последние пару недель прибыло assez bien новых читателей сего скромного блога, равно как и из-за того, что…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…