Есть, чёрт побери, что-то неуловимо прекрасное в таком звучании.
Только вслушайтесь: «пионэ-э-э-э-э-эры...»
Ну каково, а?
Давайте-ка ещё разок:
«Пионэ-э-э-э-э-эры…»
Вам когда-нибудь доводилось прокручивать через мясорубку грядущий фарш?
Вот! Именно! Когда крутишь котлеты или произносишь "пионэры", ощущаешь себя повелителем мира.
Поэтому уж позвольте мне сегодня употреблять это слово именно в таком написании - и никак иначе. Ведь на прошлой неделе френдлента пестрила заметками о "Первом отряде", стоит положить и мне свои два куска.
Нет-нет, конечно же, пионэры Первого отряда совсем не похожи на высланных Раневской (последних, к слову, мы тоже обязательно помянем мясорубкой ближе к финалу). Наши пионэры повязывают пионэрский галстук вокруг головы на манер Рю и Акиры , шмаляют из трофейного оружия и знают кунг-фу.
И да, большинство из них мёртвые, но это не очень важно, поскольку фабулой пионэрская сага, увы, не сильна.
Основная сила наших пионэров в стилистике. Давайте-ка уже сбросим унылое брюзжание про историзм с крейсера здравого смысла. Нет, я готов признавать уколы типа: "Ага, а башня у Т-34 нарисована неправильно!" (хотя сам к излишней хардкорности в этом вопросе отношусь вяловато – но путь уж), однако слюнобрызги в духе: "Православный монах дерётся по-шаолиньски, какой кошмар!" - следует незамедлительно высылать на-> цитатою из Раневской. Потому как визуально из Первого отряда получилось настоящее аниме. И настоящим его делают не большие глаза, не в сотый раз неуклюже падающий на девочку бисёнен, и даже не характерный шейдинг. Добротный стиль создаёт основа основ нихонского мозгосознания: Внимательная К Деталям Эклектика. Ничто не сочетается лучше, чем ассиметрия. Поэтому штудирующим кремлёвское небо дирижаблям очень уютно рядом с православными храмами, а забрызганному солнцем ВДНХ – с откровенно фансервисной формой на пионэрах. Без Внимательной К Деталям Эклектики не может существовать аниме. Но я начинаю обонять душок того, что, похоже, с Внимательной К Деталям Эклектикой пропасть между аниме и мозгом отечественного обывателя никогда не сократится. Нет, ну в самом деле, что за ерунда! В каждом обзоре – будь он восторженным или негативным – мы слышим: «аниме – это, конечно же, кино не для всех». В голове не укладывается! 2010 год высунулся из-за пригорка. Артхаус у нас – это артхаус. Мейнстрим – это мейнстрим. И даже андерграуд – это, чёрт побери, андерграунд!
Но аниме… Аниме – это не для всех.
Я могу предположить, что в хрустальные дни моей солнечной юности, когда мы бережно переписывали Алиту и Евангелион на VHS друг у друга и копили муняшные вкладыши от жвачки, кто-то ещё имел право воскликнуть: «Эх, аниме! Эх, не для всех!» (хотя уже в те седые времена подобное звучало бы дичайшей пошлостью).
Но сейчас?! Почему до сих пор у нас Восток – дело тонкое (и глазами так – у-у-у-у!)? Почему суши-бар не открыл только ленивый, дети которое поколение стабильно играют в ниндзя, но при это на каждом углу: «Что же такое загадочная икебана?» и «Как погрузиться в тайну оригами»? Ведь эти отвратительно банальные рефрены изрыгаемы не обитателями глухой глубинки. Авторы их не первый день подключены к интернетам. У них есть глаза, уши и, я подозреваю, пальцы для гугления! Но есть ли мозг, друзья?
Упомянув мозг, мы сталкиваемся с необходимостью вернуться к тем пионэрам, которые Идущие в жопу (по аналогии с популярным нынче молодёжным движением). Однако сделаем мы это чуть-чуть попозже.
Первый отряд обладает недостатками. Эклектичная визуальность – это бесспорно прекрасно, но совсем без фабулы-то тоже нельзя. Самое обидное – ребята всё придумали (судя по раздаваемым в кинотеатре чар-листам): кто, как, куда и зачем. Но детали остались на стадии разработок. Сюжетное полотно получилось скомканным, словно бы не хватило бюджета на полноценное развёртывание характеров, линий и судеб.
И таких недостатков можно наковырять ещё довольно много. Просто потому, что они там есть. Однако я сейчас хочу обратить внимание на те недостатки, которых нет и в помине.
Недавно на канале ТВЦ мелькнул сюжетец, проливающий свет на это первое (!) русско-японское (!!) аниме (!!!).
О да.
Наверное, в этом месте тайные поклонники икебаны, оригами и тонкого Востока должны забрызгать всё слюнями экстаза.
И что же мы видим?
Нет, разумеется, мы там видим очередную красную нить про «аниме – кино не для всех».
И хотя одно это уже чудовищно – наш любимый рефрен не самое страшное в данном сюжете.
Представляете?!! Не самое!
В сюжете появляются пафосные человеческие существа – им глумливо-пронырливо вторит автор за кадром – которые рассуждают о «неправильности» Первого отряда.
Многие из нас не только забыли, но и вообще уже не застали этого словца. Ничего, скоро освежат.
Человеческие существа говорят о том, что искажается понимание патриотизма, что Первый отряд непатриотичен.
Oh, pu-leeeease!
Как говорит наш друг Дракон, «он не патриот, он пэтриот!».
Если мы и можем говорить о недостатках фильма, то только не об отсутствии патриотизма. И уж если и надо когда-нибудь, кого-нибудь (хотя я здесь – на позициях глубокого скепсиса) учить любить родину – то только так. Никого и ничему нельзя научить занудным выбуравливанием в черепе неких фактов. Пусть даже эти факты исполнены пафоса, героизма, добродетели – чего угодно.
Доблестный коммунистический депутат Стародубцев заявляет: «Какие-то оккультные рыцари, фашисты, пионерские галстуки. Какой-то поток сознания. А ведь это потом оборачивается кашей в голове.»
Алё!
К счастью, автор сюжета в финале всё сводит к наезду на другие современные фильмы, которые, вобщем-то, плохие, но Первый отряд в целом ничего-так-себе-сказочка, но вот остальные фильмы плохие. Пора задуматься. А… сюжет был про Первый отряд? Ну да пофигу, главное изобличить.
Так у кого, вы говорите, здесь в голове каша, товарищ Стародубцев?
И вот тут-то самое время ввернуть про Пионэров, Идущих в жопу. Со времён великой Раневской прошли годы. Пионэры выросли, сняли красные галстуки и поменяли их на новые. Крутые, итальянские. Однако головы, подвязанные новыми галстуками, повзрослевшие пионэры на европейские поменять не удосужились. И теперь они решили научить всех любви к родине. Ни на секунду при этом не пожелав задуматься – а за что их, собственно, выслали в жопу когда-то?
А выслали – за кашу в голове, которую изобличил депутат Стародубцев. И каша эта – не из топора.
Каша эта – из совка.
Первый отряд, при всех его недостатках - прекраснейший пример того, как следовало бы избавляться от совка на государственном уровне, при этом сохраняя неизбежные идеологические цели. Эклектика, внимательная к деталям – вот, что воспринимает нормальный молодой человек. Он интересуется девочками, мотоциклами и школой. А не пафосом и не космосом великого русского народа. Если же наоборот – то это диагноз. Минимум саркома, максимум волчанка.
И пока люди (а у нас таких – полчища), желающие супротив природы учить молодняк любви к родине, не поймут элементарных вещей, восток будет оставаться делом тонким, аниме – кинематографом не для всех, а всё остальное – как всегда.