кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Про менталитет и Екатерину Михайловну

Как могли неоднократно наблюдать наиболее пристальные и симпатичнейшие мои читатели, я обожаю Шульман: и за осознанный оптимизм, и за скорость – но не речи, как вы могли бы подумать, а облечения в речь разумной мысли. Быстро трындеть умеют многие, доблесть их невелика, и мы даже не станем поминать их к ночи в этой заметке: но мгновенно вытаскивать из памяти точные термины и референсы, блистательно нанизывая их на логику устного повествования – вот дар, достойный всяческого восхищения и белоснежной зависти. Ну и конечно же я обожаю Екатерину Михайловну как единомышленника, каковых столь непозволительно мало посреди когнитивных человеков.

И лишь одно обстоятельство, которому тщился я растерянно найти объяснение, меня всегда удручало: отношение Шульман к менталитету. Дело в том, что в своей кандидатской (та же пресловутая 23.00.02, что и у ЕМ), посвящённой политической модернизации в Японии, я опирался в том числе на цивилизационную парадигму и понятие менталитета. И конечно же был премного расстроен, обнаружив, что восхитительная Шульман подобный подход не жалует. «Как же так?!» – заламывал я руки, не находя себе места. Но ура: в конце декабря в «Новогодней прямой линии» Екатерина Михайловна достаточно подробно объяснила в ответе на вопрос слушателя, почему ей несимпатичен менталитет в качестве научного понятия. И сразу я успокоился, сразу всё встало на свои места.

Ниже распишу подробно, в чём мне видится тут несостыковка (спойлер: никакой несостыковки, в сущности, и нет, просто как обычно каждый из нас сражается с собственными ветряными мельницами); эти пункты, скорее, обращены ко мне самому и имеют своей целью зафиксировать мысль, но я подумал, вдруг кому-нибудь это тоже будет интересно, и если так – ирассяй!


Картинка для привлечения внимания: Платон и Аристотель с рафаэлевской фрески «Афинская школа» (1510—1511) обсуждают наукоёмкость менталитета в контексте политологии.

1. Шульман говорит, что менталитета не существует, вместо него у народа имеются образующие культуру ценности. Но дело в том, что менталитет – это и есть совокупность ценностных и культурных установок, присущих сообществу людей, например, народу. Говоря «менталитет», мы в первую очередь подразумеваем именно ценности, которые по Веберу – суть свойственное эпохе направление интереса общества. Иными словами, «менталитет» и «ценности» – это два слова для обозначения сущностно одного и того же явления. Как видите, ларчик открывается очень просто, и на этом, наверное, можно было бы рассуждения сразу и закончить за отсутствием предмета спора как такового, но я отмечу ещё пару моментов, поскольку они весьма важные.

2. Екатерина Михайловна говорит, что менталитета не существует, когда (и если) под этим подразумевается неизменный набор признаков, воспроизводящих себя из поколение в поколение вне зависимости от социальных условий. Но дело в том, что никакие исследователи – ни представители цивилизационной теории, ни этнопсихологической школы – никогда не подразумевают под менталитетом ничего подобного. Например, по мнению Сикевич, менталитет подвержен трансформациям и сильным изменениям под воздействием тех или иных факторов – социальных, политических, экономических и различных кризисных ситуаций. Да, изменение менталитета – процесс небыстрый: Барт считает, что для глубоких изменений ментальности необходимо 300 лет, а Кульпин называет цифру в 500 лет. Однако нужно понимать, что трансформация менталитета, эволюция системы ценностей, как и любая другая эволюция, – процесс постоянный. Менталитет – это структура гибкая, постепенно меняющаяся, а вовсе не, перефразируя нашего бывшего президента, отлитая в гранит.

3. Наконец, Шульман очень не любит понятие ментальности за то, что к нему так часто прибегают идеологии расистские и националистические, любители законсервировать и заскрепоносить. К сожалению, это правда: концепция менталитета действительно очень удобна для того, чтобы довести её до абсурда и выстроить на ней пирамиду из мракобесия и гробов великих предков – и в отвращении к подобным маргинальным и псевдонаучным отклонениям я с Екатериной Михайловной полностью солидарен. Но дело в том, что маргинальные отклонения, доводящие до абсурда исходную мысль, существуют практически у всех, самых прекрасных концепций. Например, нацистская идеология выросла на почве протестантской этики и духа капитализма; однако при этом протестантская этика и дух капитализма (опять же по Веберу) породили самые эффективные и, что намного важнее, самые гуманистичные социально-политические институты из имеющихся на сегодняшний день. Или, скажем, радикальные выхлопы квазифеминистов четвёртой волны сегодня, вроде попыток запретить Гогена и «Унесённых ветром», заоблачно нелепы; однако, их существование вовсе не означает, что сами по себе идеи феминизма, равноправия и взаимного уважения между людьми чем-то плохи. И так далее. Вспомним Гегеля: любое состояние, доведённое до крайности, превращается в собственную противоположность.

В общем, оказалось, Шульман против вовсе не менталитета, а изобильных передёргиваний вокруг этого понятия в информационном пространстве. Поднятие на щит термина «менталитет» вызывающими чувство брезгливости идеологами вовсе не означает антинаучности этого термина. Мало ли кто кого поднимает на щит. Бездарные певцы тоже поют о любви. Поняв всё это, я выдохнул, и мой мир вновь обрёл некоторое равновесие. А Шульман по-прежнему люблю нежно.
Tags: мысли, теория
Subscribe

Posts from This Journal “теория” Tag

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Начало

    Друзья, каждый год, кроме прошлого, я читаю традиционную лекцию первому курсу филологов ВШЭ про фэнтези как жанр. Сегодня получилось особенно живо и…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Ещё немного про «Сапиенсов» Харари в целом и об истоках гендерного неравенства в частности

    Успешно дожав Краткую историю человечества Юваля Ноя Харари, о которой упоминал в предыдущей записи, спешу поделиться финальными соображениями и на…

  • О религиозном и научном мышлении

    Сейчас я неспешно дочитываю книжку Юваля Ноя Харари Sapiens: Краткая история человечества (намёки на этот факт вы могли заметить в моих недавних…

  • О свободе

    Большинство проблем в дискуссиях между человеками возникает из-за неясности определений. Один пламенный оратор руководствуется одними представлениями…

  • И вновь об играх в контексте высокого

    Я вынужден, похоже, время от времени возвращаться к этой избитой теме (хоть прогрессивному меньшинству она и представляется надуманной и во многом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “теория” Tag

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Начало

    Друзья, каждый год, кроме прошлого, я читаю традиционную лекцию первому курсу филологов ВШЭ про фэнтези как жанр. Сегодня получилось особенно живо и…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Ещё немного про «Сапиенсов» Харари в целом и об истоках гендерного неравенства в частности

    Успешно дожав Краткую историю человечества Юваля Ноя Харари, о которой упоминал в предыдущей записи, спешу поделиться финальными соображениями и на…

  • О религиозном и научном мышлении

    Сейчас я неспешно дочитываю книжку Юваля Ноя Харари Sapiens: Краткая история человечества (намёки на этот факт вы могли заметить в моих недавних…

  • О свободе

    Большинство проблем в дискуссиях между человеками возникает из-за неясности определений. Один пламенный оратор руководствуется одними представлениями…

  • И вновь об играх в контексте высокого

    Я вынужден, похоже, время от времени возвращаться к этой избитой теме (хоть прогрессивному меньшинству она и представляется надуманной и во многом…