кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень важном этапе взросления комиксового жанра в кино. Разумеется, дело не в обилии грубых ругательств и живописно-арбузных внутренностей в кадре: это атрибуты, как раз наоборот, упоительно бестолкового отрочества. Речь о деконструкции супергероики, ставшей, пожалуй, главным трендом последних лет в лице таких сериалов, как Umbrella Academy, The Boys, Doom Patrol и Watchmen. И если глубокие картины вроде «Тёмных рыцарей» Нолана или «Джокера» Филлипса рвут рамки жанра в сторону действительно серьёзного художественного высказывания, то «Отряд самоубийц» интересен тем, что препарирует именно супергеройский мейнстрим: Ганн снимает кино развлекательное, но, благодаря определённым художественным находкам, его картина смотрится очень уверенно и свежо.



Скажем честно, фильм не получился эталонным по форме. Мне показалась очень слабой экспозиция, пролог истории: здесь предсказуемо гибнет львиная доля экстравагантных членов Опергруппы Икс, в их числе – персонаж того самого чудесного актёра, которого я имел честь лично обнимать за талию (вооружившись теорией шести объятий за талию, можно смело утверждать, что я знаком со всем The Suicide Squad'ом максимум через два объятия за талию!). И при том, что композиционный смысл вступления ясен и понятен (развёртка грядущего сюжета и недвусмысленный акцент на самоубийственности героев и их задания), на мой вкус, этот первый кусок выполнен не очень точно. К счастью, он здесь один такой.


Вот эти руки, ребята, трогали меня за плечо!

Всё дальнейшее повествование: арки героев, монтаж сцен, динамика – выполнено с тем самым редким и сладостным чувством, когда автор понимает, что он делает и зачем. Семёрка героев (злодеев?), вокруг которых и силами которых раскручивается основной сюжет, абсолютно прекрасны и к тому же виртуозно расставлены в смысле психотипической композиции: их характеры столь же контрастны и комплементарны друг другу, как и облик, и вычурный пул суперспособностей. Всё работает на отличную громокипящую химию и напряжение, на этих клоунов всегда интересно смотреть.



Уже нет ничего нового в том, что протагонистами комиксового бурлеска становятся если не конченые негодяи, то, скажем так, персоны сомнительных этических паттернов. Джеймс Ганн в трогательной своей деконструкции жанра идёт ещё дальше, наделяя спасителей мира совершенно противопоказанными для спасения мира качествами. Так, самый классный парень в команде – это Polka-Dot Man, Человек-в-горошек в исполнении Дэвида Дастмалчяна, печальный, неуверенный в себе неудачник, проникнутый детскими травмами и прочими mommy issues.



Как и он, каждый из семи имеет свой звёздный час для мерцания гранями. Например, для Харли это побег из дворца-тюрьмы часто сменяющегося тирана Корто Мальтезе. Тут есть место и волнительной сцене с футфетишем, что так завуалировано перекликается со сценой в кинотеатре из «Однажды в Голливуде...» (сама Марго Робби, умница, деликатно говорит, что безумные восторги в сети вокруг её ступней очень ей льстят), и безумному экшн-пробегу с наркотически мультяшными брызгами нарисованных цветов и птичек. Вообще, надо заметить, при всей популярности и (ставшей уже канонической) неизбывности образа, Харли Квинн в исполнении Марго очень разнится от фильма к фильму. И на мой вкус, Джеймс Ганн написал Харли намного лучше, чем, простите, Кэти Янь. Именно здесь Харли самая целостная и крутая (в отличие от идеологически перекошенного варианта в «Хищных пташках» и чисто фансервисной версии оригинального «Отряда самоубийц»): не просто разудалая психопатка для зрительского увеселенья, но очень гармоничный персонаж, в котором сильная независимость™ не затмевает сексуальности, а шутовство не портит драмы. В одном моменте Харли даже жутковатая, и это чертовски здорово.



Вообще это одно из главных достоинств фильма: истинная неоднозначность характеров. Оставаясь до конца развлекательным представлением, The Suicide Squad, тем не менее, никогда не делает своих злодейских героев совсем уж симпатягами. Это, кстати, редкость: обычно, демонстрируя нам в центре объектива злодея или антигероя, авторы стремятся всячески забыть о его грехах (как, например, в случае с марвеловским Локи), превращая «злодейскость» в эдакий декоративный атрибут. У Ганна всё честно: он постоянно напоминает нам, что его протагонисты совсем не сахар: они невоздержанны, глупы, грубы, больны и убивают невинных людей. Даже очевидно маскотный, созданный для умиления Нанауэ, антропоморфная белая акула, вовсе не так приятен и умилителен, как может показаться (хотя, безусловно, умилителен и приятен).



Исключением стала Крысолов(ка) 2, исполненная Даниэлой Мелшиор с совершенно обворожительным португальским акцентом: она добрая и непосредственная девчушка, к тому же любящая крепко вздремнуть. Но это исключение эмоционально необходимо. Образ Крысолова в фильме – один из тех ненавязчивых штрихов, в которых узнаётся фирменный почерк Джеймса Ганна, позволяющий самому гротескному трэшу придать душевное, человечное послевкусие.



К сожалению, Ганн остаётся Ганном, и время от времени чувство вкуса ему изменяет. В этом он чем-то похож на Кевина Смита, у которого на всякую гомерически смешную «Догму» обязательно найдётся перегибающий палку «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». The Suicide Squad изобилует как замечательным и тонким юмором, так и совершенно неуклюжими шутейками про члены. Этой нестабильной особенностью из всех деконструирующих супергероику сериалов The Suicide Squad больше всего созвучен «Роковому патрулю», собрату по DC-вселенной.



Тем не менее, картина чертовски хороша и приятна. Во-первых, своей осознанностью: всё-таки как отрадно и как, увы, непривычно видеть обдуманный замысел режиссёра и соответствие этого замысла результату. Во-вторых, до чего же, несмотря на весь жёсткий гротеск (а может, как раз и благодаря ему на контрасте), доброе получается всегда у Ганна кино! Оно намного ближе к «Стражам галактики» по духу и посылу, чем может показаться на первый взгляд. Ну и в-третьих, возвращаясь к теме деконструкции жанра: когда жанр, уже даже поджанр, изначально призванный праздно развлекать людей, начинает рефлексировать, переосмыслять себя, копаться в собственных штампах и особенностях – это очень здоровая тенденция. Кстати, не только у жанров, но и, например, у людей. Я встречал мнение среди западных критиков, что подобная деконструирующая рефлексия может являться свидетельством старения, заката супергеройского кино, как в своё время случилось с вестернами. На мой взгляд, это не так. Как и деконструкция вестернов в конечном итоге привела, наоборот, к обновлению жанра и выходу за жанровые рамки вообще, так, мне кажется, и сейчас супергероика всё чаще и чаще демонстрирует внежанровые, ничем не стеснённые произведения. Произведения, в которых, помимо визуального бурлеска и формальной деконструкции, всегда есть место сердечным, очень хорошим вещам.


"I was happy floating, staring at stars."

_______
Ещё о супергеройском кино:
Джокер как герой нашего времени: лишний человек против сверхчеловека
Анализ Бэттинсона
Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока
Стражи Галактики
Стражи Галактики 2. Лакокрасочный бурлеск Второго Выпуска
И всё же о Far From Home
Avengers: Tearjerker
Ну и всё же пару слов об Аквамене
Ну и всё-таки о Паучках
Ну и всё же про незаурядную Алиту
Tags: dc, кино, комиксы
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Про Thinking of Ending Things

    Thinking of Ending Things Чарли Кауфмана – кино упоительно страшное и страшно упоительное на всех своих планах. Невероятное удовольствие в процессе,…

  • Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока

    Текст содержит умеренные спойлеры к фильму Mortal Kombat (2021), однако, положа руку на сердце, заметим: плоттвистами картина не балует, и сильно…

  • Ну и всё же о «Мандалорце» скопом

    Текст содержит существенные спойлеры к сериалу «Мандалорец» и не стесняется этого. Берегите себя. Во времена былые, в силу причин неназванных и,…

  • Семантика лестниц в The Queen's Gambit

    Пока все обсуждают, как сериал с прекрасноокой Аней Тейлор-Джой (кстати, я заподозрил её харизматический потенциал намного раньше, в «Ведьме» и…

  • Tenet over substance

    Текст содержит умеренное количество спойлеров к фильму «Довод» ( Tenet). Сохраняйте бдительность, соблюдайте дистанцию и будьте здоровы. Увы,…

  • Ну и всё же о Восходе Скайуокер(а)

    Собственно, отчего я так долго тянул? Я бы, конечно, мог поныть о невероятной карантинной загруженности и игродельческом марафоне, но всё гораздо…

  • «Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта

    Смотреть «Маяк» я уселся, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, мне очень понравился трейлер: красивый, безумный, с тентаклями и пропорцией…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Про Thinking of Ending Things

    Thinking of Ending Things Чарли Кауфмана – кино упоительно страшное и страшно упоительное на всех своих планах. Невероятное удовольствие в процессе,…

  • Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока

    Текст содержит умеренные спойлеры к фильму Mortal Kombat (2021), однако, положа руку на сердце, заметим: плоттвистами картина не балует, и сильно…

  • Ну и всё же о «Мандалорце» скопом

    Текст содержит существенные спойлеры к сериалу «Мандалорец» и не стесняется этого. Берегите себя. Во времена былые, в силу причин неназванных и,…

  • Семантика лестниц в The Queen's Gambit

    Пока все обсуждают, как сериал с прекрасноокой Аней Тейлор-Джой (кстати, я заподозрил её харизматический потенциал намного раньше, в «Ведьме» и…

  • Tenet over substance

    Текст содержит умеренное количество спойлеров к фильму «Довод» ( Tenet). Сохраняйте бдительность, соблюдайте дистанцию и будьте здоровы. Увы,…

  • Ну и всё же о Восходе Скайуокер(а)

    Собственно, отчего я так долго тянул? Я бы, конечно, мог поныть о невероятной карантинной загруженности и игродельческом марафоне, но всё гораздо…

  • «Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта

    Смотреть «Маяк» я уселся, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, мне очень понравился трейлер: красивый, безумный, с тентаклями и пропорцией…