кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Авангардный гностицизм Æon Flux

На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали на прочность границы дозволенного и привычного. Моему организму, находящемуся в возрасте нащупывания подобных границ и малевания чёрным гелем непропорционально узких девиц в университетских конспектах, подобное было чертовски созвучно. Среди прочих, я урывками наблюдал серии мультфильма Æon Flux, несколько затерявшегося в памяти и моей, и общественной, и несколькими годами позже получившего киноэкранизацию с Шарлиз Терон в главной роли. Фильм вышел довольно заурядным и почти не имеющим отношения к первоисточнику как эстетически, так и сущностно, чем образовал у Питера Чунга, автора оригинального мультфильма, нескрываемое разочарование. Недавно я посмотрел весь мультсериал целиком, вдумчиво и взором умудрённым, и оказалось, что даже без точечного возбуждения в организме ностальгии по студенческим годам, Æon Flux – это редкий пример взрослой анимации и настоящего искусства.



В год 7698 н.э. 99% населения Земли погибло в силу экологической катастрофы, мир превратился в бескрайнюю пустыню, посреди которой сцепились в бессмысленной и беспощадной войне два города-государства, разделённых стеной: автократическая Брегна и анархическая Моника. Здесь живут мутанты, клоны, киборги, аугментированные фрики, мощно черпающие себя в немецком экспрессионизме.



В центре сюжета (каждого из сюжетов) – причудливые отношения Эон Флакс, мониканского тайного агента (и практикующей госпожи) и Тревора Гудчайлда, авторитарного правителя (и безумного учёного) Брегны. Эон постоянно пытается разрушить планы Тревора и убить его самого, при этом они с Гудчайлдом – долгоиграющие любовники, и их извращённая страсть, настолько же прекрасная, насколько отвратительная, очень часто берёт верх над политическими устремлениями обоих.


Эон – категория гностицизма, которая обозначает заполняющих пространство духовных существ, эманаций божества; последний из эонов и единственный, обладающий женским гендером – София, совершила «грехопадение», в результате которого возник материальный мир. И да, этот сюжет тоже найдёт своё завуалированное отражение в сериале.

То, что в первом приближении звучит как синопсис бульварной фантастики из семидесятых, при ближайшем рассмотрении оказывается очень тонкой и очень сложной антиутопией, в которой нарочитая пошлость оборачивается экзистенциальными глубинами и ар-нуво сплетается с сюрреализмом. Здесь странно абсолютно всё.


Среди главных своих вдохновителей создатель Æon Flux Питер Чунг называет Эгона Шиле, большого австрийского экспрессиониста начала ХХ в., и Жана «Мёбиуса» Жиро, одного из самых влиятельных (в смысле стиля) художников и комиксистов второй половины ХХ в. А как по мне, и Обри Бёрдсли тут плотно побывал.

Взять хотя бы структуру мультсериала. Так называемый «первый сезон» представляет из себя один двенадцатиминутный пилотный выпуск (по Mtv он показывался шестью кусками по две минуты); «второй сезон» – пять серий по пять минут, как и в пилотном первом, здесь нет диалогов; и, наконец, последний, более привычный нашему пониманию, сезон из десяти полноценных двадцатиминутных эпизодов с человеческой речью.



На мой вкус, именно первый пилотный выпуск, в смысле пресловутого эскюства, остаётся недосягаемой вершиной. Все последующие серии, безусловно, хороши и безумны, но они так или иначе развивают ту визуально-смысловую концепцию, что настолько ультимативно продемонстрирована в начальном эпизоде.



Здесь не произносится ни одного осмысленного слова; визуальный, невербальный нарратив раскрывается в полную силу, как в фильмах Тарковского и в играх вроде Shadow of the Colossus или Inside. С места в карьер мультфильм деконструирует самые расхожие штампы pulp-жанра: Эон выделывает околоэротические кульбиты и расстреливает толпы безликих противников под дурашливо-героическую музыку, образуя из вражеских солдат целые горы, но нам сразу дают понять, насколько неоднозначна этичность происходящего, да и «моральный компас» нашей, так сказать, героини.


Один из самых высокохудожественных моментов сериала: ни с того ни с сего в пылу сражения нам показывают анимацию дурацкого лягушонка-кузнечика, который рыбачит на утлой лодчонке на фоне трёх звёзд. WTF? - думаем мы.


Через несколько секунд всё встаёт на свои места: это предсмертный бред одного из сотен убитых мисс Флакс солдат, который смотрит на следы пуль в стене и собственную оторванную конечность.

В один прекрасный момент в подошве сапога Эон случайно застревает гвоздь, и чуть позже, когда героиня должна «узнать всю правду», раскрыть тайну смертельного вируса и воплотить сюжетный апофеоз, гвоздь глубоко вонзается ей в пятку (sic!), и ломает всю композицию!


А ещё Эон попадает в весьма эксцентричную версию рая, где торчащий из водного велосипеда гомункул облизывает ноздреватым языком её ступни, в то время как в реальной жизни рандомный подросток покупает журнал про футфетиш с фотографиями Эон. И это не предел!

Пять серий второго сезона расширяют принципы «пилота» в форме отдельных новелл. По-прежнему никаких реплик, по-прежнему на экране творится совершеннейшее безумие, преподносимое как само собой разумеющееся. Вот Эон Флакс хочет позавтракать, но в холодильнике закончились яйца, а те, что остались, безнадёжно разбиты. Открыв кухонный шкафчик, она обнаруживает на полке правителя вражеского государства Тревора Гудчайлда, голого и в ошейнике, который нагло доедает последнее яйцо. Вздохнув, она отправляется на поиски новых яиц, где её ждёт трагический конец.



Одна из самых замечательных особенностей второго сезона в том, что героиня гибнет в конце каждой серии. Технически это объясняется очень просто: Питер Чунг, человек явно не склонный к мейнстриму, категорически не хотел превращать своё детище в сериал, поэтому убивал Эон каждый раз, в тщетной надежде теперь-то уж точно закончить. Однако, в философском смысле подобное хулиганство образовывает для повествования мультфильма новую (весьма себе гностическую!) глубину: мы мучительно пытаемся понять, почему Эон снова живая, какая хронология у серий, это та же самая Эон или всякий раз новая - и несмотря на то, что формально Чунг просто водит нас за нос, эти размышления идеально ложатся в визуально-символическую концепцию мультфильма.


До этого Питер Чунг работал над мультсериалом Rugrats, известного в российском прокате как «Ох уж эти детки». Он утверждает, что ему было очень тесно в визуальных рамках Rugrats, поэтому в Æon Flux все персонажи максимально тощие, ломанные, длиннорукие и длинноногие (тем не менее, некоторое галлюциногенное сходство с Rugrats в изображении локаций, лиц, в ракурсах камеры вы можете легко заметить).

Вообще недосказанность, мотивация лихорадочно соображать, what the hell just happened - невероятное достоинство мультфильма. Как-то давно я уже рассказывал вам о художественном потенциале лакун в повествовании, так вот Æon Flux реализует такие лакуны очень талантливо. Даже третий сезон, в котором появились диалоги и озвучка (к слову, не всегда удачная и артистичная), не лишён этой высокохудожественной недосказанности. Почти все серии обрываются таким образом, чтобы ощущаться достаточно законченными историями, но при этом оставить нам максимум вопросов и соображений о происходящем.



Изобразительность Æon Flux сильна ещё нетривиальными деталями. Внимание зрителя могут подолгу акцентировать на каких-нибудь бытовых мелочах: кляксе на полу, мухе на щеке, подмышечном волосе - и все эти элементы будут так или иначе символически резонировать с происходящим. А самое главное, именно бытовые мелочи и случайности зачастую оказываются краеугольным механизмом развития сюжета. Персонаж может в ответственный момент споткнуться и разрушить весь ожидаемый паттерн истории. Замечательный лейтмотив всех серий: сама Эон (даром что шпионка-акробатка в классическом жанре томного преодоления лазерных лабиринтов), постоянно что-то роняет, поскальзывается, вляпывается в неприятную жидкость, и так далее - и сюжет меняется кардинально. Очень, опять же, гностически!



И обратите внимание, насколько сериал, с одной стороны, не боится быть откровенным (и иногда откровенно противным), но при этом никогда не выпячивает свою сексуальность с сахарным пафосом, который обычно свойственен «взрослому» масскульту: он всегда серьёзен и самоироничен одновременно.



При просмотре я постоянно ловил себя на мысли, насколько художественный стиль Æon Flux свободен и внутри себя разнообразен, особенно в сравнении с сегодняшним трендом в массовой культуре, который, поднимая на щит свободу и разнообразие, на деле часто оказывается по-комсомольски скованным и закомплексованным.



Вне всякого сомнения, Æon Flux - это чертовски крутая и высокохудожественная работа, скрытая жемчужина, демонстрирующая неожиданные стороны анимационного искусства 90-х. Это квинтэссенция постмодернизма в лучшем смысле слова (как вы знаете, время от времени я настроен к постмодернизму критически, но не в этот раз!). Здесь жанровая деконструкция не портит повествовательного полотна, а выводит, наоборот, на новый уровень. Ну а пресловутые симулякры не замыкаются сами на себя, в тщетной попытке нащупать пустоту (как происходит с плохим постмодерном), а образуют совершенно незаурядные смыслы и художественные решения.



Даже если вы чужды вычурным играм в эскюство, как минимум, это очень твёрдая социальная фантастика. В любом случае, не откажите себе в удовольствии и обязательно постарайтесь посмотреть Æon Flux!

Tags: anime, кино, ностальгия
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Про Thinking of Ending Things

    Thinking of Ending Things Чарли Кауфмана – кино упоительно страшное и страшно упоительное на всех своих планах. Невероятное удовольствие в процессе,…

  • Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока

    Текст содержит умеренные спойлеры к фильму Mortal Kombat (2021), однако, положа руку на сердце, заметим: плоттвистами картина не балует, и сильно…

  • Ну и всё же о «Мандалорце» скопом

    Текст содержит существенные спойлеры к сериалу «Мандалорец» и не стесняется этого. Берегите себя. Во времена былые, в силу причин неназванных и,…

  • Семантика лестниц в The Queen's Gambit

    Пока все обсуждают, как сериал с прекрасноокой Аней Тейлор-Джой (кстати, я заподозрил её харизматический потенциал намного раньше, в «Ведьме» и…

  • Tenet over substance

    Текст содержит умеренное количество спойлеров к фильму «Довод» ( Tenet). Сохраняйте бдительность, соблюдайте дистанцию и будьте здоровы. Увы,…

  • Ну и всё же о Восходе Скайуокер(а)

    Собственно, отчего я так долго тянул? Я бы, конечно, мог поныть о невероятной карантинной загруженности и игродельческом марафоне, но всё гораздо…

  • «Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта

    Смотреть «Маяк» я уселся, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, мне очень понравился трейлер: красивый, безумный, с тентаклями и пропорцией…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Про Thinking of Ending Things

    Thinking of Ending Things Чарли Кауфмана – кино упоительно страшное и страшно упоительное на всех своих планах. Невероятное удовольствие в процессе,…

  • Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока

    Текст содержит умеренные спойлеры к фильму Mortal Kombat (2021), однако, положа руку на сердце, заметим: плоттвистами картина не балует, и сильно…

  • Ну и всё же о «Мандалорце» скопом

    Текст содержит существенные спойлеры к сериалу «Мандалорец» и не стесняется этого. Берегите себя. Во времена былые, в силу причин неназванных и,…

  • Семантика лестниц в The Queen's Gambit

    Пока все обсуждают, как сериал с прекрасноокой Аней Тейлор-Джой (кстати, я заподозрил её харизматический потенциал намного раньше, в «Ведьме» и…

  • Tenet over substance

    Текст содержит умеренное количество спойлеров к фильму «Довод» ( Tenet). Сохраняйте бдительность, соблюдайте дистанцию и будьте здоровы. Увы,…

  • Ну и всё же о Восходе Скайуокер(а)

    Собственно, отчего я так долго тянул? Я бы, конечно, мог поныть о невероятной карантинной загруженности и игродельческом марафоне, но всё гораздо…

  • «Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта

    Смотреть «Маяк» я уселся, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, мне очень понравился трейлер: красивый, безумный, с тентаклями и пропорцией…