кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

О роли цвета в супергероике

Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что комиксы о супергероях – полноценное мифологическое явление, а если таковая нужда всё-таки имеется, обязательно сделаем это с вами отдельно, с чувством, тактом и расстановкой), для супергероики психоэмоциональная символика цвета краеугольна. Герой неотделим от своей цветовой палитры, оная мгновенно рассказывает нам о своём носителе не меньше, чем характер, сверхспособности или покрой костюма. Сегодня мы имеем довольно много размышлений на эту тему, например, очень хороший четырёхчастный разбор полётов от ребят с https://comicsalliance.com (в настоящей заметке я буду частично опираться на материалы из этих статей). Мне бы хотелось сосредоточиться на метакультурном аспекте супергеройских цветов, посмотреть на них в контексте смежных искусств и ремёсел.



Начнём с азов. Традиционно в дизайне цветовая палитра имеет так называемые первичные цвета, которые нельзя получить путём смешивания других, и вторичные, получаемые путём смешивания первичных. Первичные – это синий, красный и жёлтый, вторичные, соответственно, – зелёный, фиолетовый и оранжевый. При этом, как видно из диаграммы ниже, каждый первичный цвет по отношению к каждому вторичному является комплементарным (или дополнительным), т.е. полностью противоположным в спектре.



Не нужно обладать феноменальной наблюдательностью, чтобы заметить: именно первичные цвета в подавляющем большинстве случаев оказываются доминирующими в костюмах супергероев. Самые знаменитые и иконографические из них одеты в сочетания (чаще всего парные) красного, синего и жёлтого. Иногда белый и чёрный выступают в качестве вспомогательных цветов, акцентируясь на отдельных элементах и деталях, но общее ощущение всегда в контексте первичной палитры. Обратите внимание, даже Бэтмен, которого мы привыкли воспринимать как рыцаря, одетого в чёрное, исторически также тяготеет к оттенкам синего и жёлтого.



В свою очередь, суперзлодеи преимущественно облачены во вторичные цвета, комплементарные первичным. Практически вся rogue gallery Человека-паука или Бэтмена преисполнена зелёного и фиолетового. Оранжевый, в силу своей неточности при передаче средствами дешёвой печати, здесь очень часто уходит в жёлтый, однако всегда в паре либо с зелёным, либо с фиолетовым.



Супергеройские комиксы выработали собственную семантику цвета, где всякий колорит вызывает у читателя определённые ассоциации, даже если читатель не вдумывается в эти материи так, как мы с вами сейчас. Красный – это отвага, страсть, энергия борьбы и движение к цели, синий – вера, уверенность, спокойствие и мудрость. Зелёный и фиолетовый – цвета потустороннего знания, безумных учёных и колдунов, радиоактивных химикатов и магии. В этом смысле, особенно интересен зелёный: время от времени он семантически выступает не как комплементарный красному, но как нейтральный между тёплой и холодной частью спектра, в результате чего мы имеем и весьма внушительный пул «зелёных» положительных героев, каждый из которых, правда, имеет нюанс в своей биографии, отличающий его от традиционно правильных «сине-красно-жёлтых» (Халк – бесконтрольное чудовище, детище радиации; Роуг – бывшая злодейка; Оливер Куин – бывший линчеватель; Зелёный Фонарь – обладатель трансцендентной космической технологии, в ранней версии – магического свойства).



Но явился ли супергеройский жанр пионером подобной цветовой семантики? Впервые ли мы видим подобный колористический символизм в решении сюжета о героях и злодеях? Конечно же нет, друзья! Блистательные звёзды DC и Marvel – достойные и методичные последователи принципов, выработанных в искусстве задолго до. Чтобы не ходить далеко, обратимся к живописным полотнам моей любимой эпохи Ренессанса. Вот перед нами «Архангел Михаил и мятежные ангелы» Джузеппе Цезари и небезызвестное тициановское «Благословение Христа»:



Никого не напоминает ли нам столь явственно облачение парня слева («парня», разумеется, условного, как мы знаем, ангелы – ребята небинарные)? Заметьте, это не какая-то уникальная прихоть итальянских мастеров, а вполне себе каноническое решение: повсеместно, в том числе и на православных иконах, мы можем наблюдать Михаила в синем и красном и Христа в красном и синем. А противостоит красно-синим героям христианства традиционно зелёный дракон, змий или иной диавол:


Паоло Уччелло «Cвятой Георг и Дракон» (1458-1460)


Михаэль Па́хер «Cвятой Вольфганг и Диавол» (1471—1475)

И вновь, как и в комиксах, в мифопоэтике Средневековья чертовски интересна роль зелёного цвета. Традиционно европейский фольклор интерпретирует зелёный цвет весьма разнообразно. С одной стороны, зелёный ассоциируется с жизнью, природой и плодородием, с другой – наоборот, с ядами, болезнями и недугами. Природная связь зелёного с миром фей и духов в языческой традиции трансформируется в христианском символизме в связь с магией и дьяволом. Зелёный Рыцарь Бертилак де Хаутдезерт из поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» (по мотивам которой у нас грядёт в ближайшем будущем свежая экранизация) оказывается очень любопытным и сложным персонажем, который одновременно выступает в роли и хтонического природного ужаса, и нравственного судьи молодых рыцарей; он и противник, и союзник Гавейна.


Миниатюра рукописи романа «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Кон XIV в. Манускрипт Cotton Nero А. х., Британская библиотека. Обратите внимание: Зелёный Рыцарь облачён в зелёное с рыжиной, а сэр Гавейн ожидаемо имеет красный верх, синий низ. Как Питер Паркер. Или Джей Гаррик.

Подобная практически дословная преемственность в цветовом символизме у жанровых мифологических сюжетов разных эпох весьма примечательна. Не думаю, что комиксисты ХХ века все как один скрупулёзно штудировали полотна великих и осознанно воспроизводили цветовые коды рыцарских баллад и храмовых фресок, хоть и не совсем без этого; подобное наследование во многом интуитивно, поскольку цветовой миф окружает нас с самого рождения, взрослея, мы привыкаем соотносить цвета и оттенки с определёнными символическими значениями.


Art by Wonchun Choi

Но что же дальше? Мне кажется, несмотря на устойчивость во времени символизма простых, основных цветов, с каждой новой эпохой культура уточняет и разнообразит цветовой спектр и привязанные к нему ощущения и смыслы. Как известно, чем больше существует в языке цивилизации слов, обозначающих разные оттенки цвета, тем выше и сложнее такая цивилизация. Мы уже получаем массу новых героев, которые дерзко экспериментируют с цветами своих костюмов (например, замечательная Спайдер-Гвен), и в будущем нас ждут решения ещё более интересные: несмотря на всю свою традиционность, мифологическая семантика эволюционирует как и всё остальное. Я, как вы помните, очень люблю фиолетовый, поэтому две мои принципиальные героини – девица-ниндзя Шаюми и протагонистка «Кромешных тайн Эпиотики» Триче – щеголяют в таинственных оттенках пурпура.

А вообще наблюдать все эти штуки в развитии, симпатичнейшие мои, ужасно интересно.

____________
Ещё о цветах и палитрах:
Дизайнерское про Spider-Gwen
О проблеме индиго и других коротковолновых оттенков
О разноцветных командах

Tags: dc, marvel, дизайн, комиксы, теория
Subscribe

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • Анализ Бэттинсона

    На прошлой неделе произошло событие неоспоримой важности для каждого образованного человека. Впервые миру был явлен Роберт Паттинсон в Костюме! На…

  • Срыв торжественный покровов!

    Закон жизни гласит: любое дело, начинающееся со слов: «Главное – нарисовать логотип! Остальное как-нибудь!» – с высокой степенью вероятности обречено…

  • Боевой архетип Нэко Конэко: Vol. 2

    Ввиду головокружительно тёплой вашей реакции на предыдущую заметку, друзья, я решил торжественно озвучить лучшие предложенные в комментариях примеры…

  • Боевой архетип Нэко Конэко

    В этой нашей визуальной массовой культуре, друзья мои, есть замечательный и довольно редкий архетип боевой единицы, который отчего-то я нахожу…

  • Дизайнерское про Spider-Gwen

    Так вот, симпатичнейшие мои, я нахожу дизайн Спайдер-Гвен чертовски талантливым и актуальным. И это при том, что в целом я не большой поклонник…

  • О грядущем "чертёжно-гравюрном" тренде

    Текст рекомендуется для ознакомления даже тем, кто чужд эскюству и не ходит в музэи, поскольку в нём вскользь упоминаются файтинги и Звёздный Путь.…

  • О проблеме индиго и других коротковолновых оттенков

    Любопытный момент: цвета тёплой части спектра гораздо чётче обозначаются в человеческом языке, чем холодной. Да, среди тёплых оттенков тоже…

  • Про грядущих джедаев

    Моя любезная подруга xusagi очень переживает из-за циркулирующей в сети паники вокруг плакатов Эпизода VIII. На каждом из них, обратите…

  • Пятничные околошаюмины дудлы: WC Knight

    Больше месяца уже я не рисовал вам картинок будущего из ретрофутуристического мира Шаюми, но это не оттого, что у нас в стране такой короткий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • Анализ Бэттинсона

    На прошлой неделе произошло событие неоспоримой важности для каждого образованного человека. Впервые миру был явлен Роберт Паттинсон в Костюме! На…

  • Срыв торжественный покровов!

    Закон жизни гласит: любое дело, начинающееся со слов: «Главное – нарисовать логотип! Остальное как-нибудь!» – с высокой степенью вероятности обречено…

  • Боевой архетип Нэко Конэко: Vol. 2

    Ввиду головокружительно тёплой вашей реакции на предыдущую заметку, друзья, я решил торжественно озвучить лучшие предложенные в комментариях примеры…

  • Боевой архетип Нэко Конэко

    В этой нашей визуальной массовой культуре, друзья мои, есть замечательный и довольно редкий архетип боевой единицы, который отчего-то я нахожу…

  • Дизайнерское про Spider-Gwen

    Так вот, симпатичнейшие мои, я нахожу дизайн Спайдер-Гвен чертовски талантливым и актуальным. И это при том, что в целом я не большой поклонник…

  • О грядущем "чертёжно-гравюрном" тренде

    Текст рекомендуется для ознакомления даже тем, кто чужд эскюству и не ходит в музэи, поскольку в нём вскользь упоминаются файтинги и Звёздный Путь.…

  • О проблеме индиго и других коротковолновых оттенков

    Любопытный момент: цвета тёплой части спектра гораздо чётче обозначаются в человеческом языке, чем холодной. Да, среди тёплых оттенков тоже…

  • Про грядущих джедаев

    Моя любезная подруга xusagi очень переживает из-за циркулирующей в сети паники вокруг плакатов Эпизода VIII. На каждом из них, обратите…

  • Пятничные околошаюмины дудлы: WC Knight

    Больше месяца уже я не рисовал вам картинок будущего из ретрофутуристического мира Шаюми, но это не оттого, что у нас в стране такой короткий…