кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною нежно любимые, настолько по-разному интерпретируют и переживают понятие постмодернизма. Быков, как человек модерна, человек в возвышенном смысле советский, для которого истинный примат бытия – в труде, в преодолении, в высоком профессионализме, катарсисе, сложности, говорит о постмодернизме в лучшем случае сдержанно и зачастую не скрывает своего meh. Не только считает постмодернизм упрощенчеством с симулякрами, но и выводит из него напрямик многие гадости XX века. Фашизм в частности, и прочие sinful pleasures в общем. Долин же – мыслитель душой молодой, увлечённый и воспитанный скорее в духе сентиментального взаимопроникновения штилей (что, к слову, характерно для японской эстетики), чем эпической поляризации высокого и низкого. Для него постмодернизм – источник прекрасного и увлекательного, радости открытия и узнавания; постмодерн – это время, когда он вырос, когда массовая культура не просто учится (по Быкову) использовать инструментарий высокого искусства, но и сама порождает упоительные шедевры.


Картинка для привлечения внимания: Паттинсон и Дефо в виде Прометея и Протея, Быкова и Долина, модерна и постмодерна из метамодернистской картины «Маяк» Роберта Эггерса, 2019 г.*

Так вот самое здесь интересное, что правы оба. Бессмысленно отрицать некоторое выхолащивание сути, когда мы имеем дело с массовой культурой, равно как и пресловутый «восторг падения» в простые удовольствия; но столь же недальновидно отвергать и настоящую, многомерную красоту, рождаемую в постмодернистской парадигме. На мой взгляд, постмодерн – не только время выхода массовой культуры на свет, но и наоборот – эпоха распространения сложного искусства в массах. Не только развлечение овладевает сложными комплексными приёмами, но и элитарное искусство берёт на вооружение технику доступности, привлекательности и простого очарования. Пресловутый феномен «прозрачности» в сегодняшнем мире позволяет развеять трансцендентность и даёт возможность штилям обменяться ценным опытом.

Но если в несовпадении по поводу постмодернизма Быков и Долин настолько разительно полярны, что, в сущности, друг другу даже и не противоречат, то вот в другом наиважнейшем из вопросов они, столь мне симпатичные, оказываются так опасно созвучны, что я сразу становлюсь обуреваем модернистским желанием ВСЁ ИМ ОБЪЯСНИТЬ. Речь, конечно, о том, являются ли видеоигры искусством. Быков не раз и довольно категорично отказывал видеоиграм, и вот Антон в недавнем своём первом выпуске Радио Долин так же усомнился в искусствоёмкости игр – разумеется, куда более осторожно и скромно, не столь пылко, как Дмитрий Львович, но тем не менее. Антон даже указал на горячую дискуссию по данной теме у себя в фейсбуке (я так и не смог её найти, если увидите, пожалуйста, поделитесь ссылкой!). И вновь я повергаем в недоумение, друзья. Ну сколько, сколько же можно? Отчего такая неизбывность этих сомнений? Ведь, казалось бы, ну всё что можно уже доказано, продемонстрировано и увековечено в сердцах и умах! Ну начните с малого, поиграйте хотя бы в To the Moon с Inside'ом, не говоря уж о RDR2 с Ластовазом и Автоматой! Но нет, из года в год средь говорящих один и тот же скептический рефрен. И даже вот человек, упоённей всех размышляющий о литературе, и человек, упоённей всех размышляющий о кино, – и такая эмоциональная лакуна, ну как же так?

Ребята, первую свою предметную (заочно-полемическую с Дмитрием Львовичем, в моём воображении) заметку о сущности авторского замысла в видеоиграх я написал в 2016 году. Аж. И снова к этой теме плотно вернулся в 2019-м. И, как мне казалось, был рад всё так доходчиво объяснить. Пожалуйста, если вы по какому-то досадному недоразумению их пропустили, сделайте такое одолжение, ознакомьтесь:

Про одиннадцатую музу

И вновь об играх в контексте высокого

А то будто бы воз и ныне там. Стоячие воды. Неуверенность в признании видеоигр искусством слишком уж похожа на неуверенность сторонников лунного заговора. Симпатичнейшие мои, давайте-ка отряхнём прах мемориального мышления с наших ног, и будем уже двигаться вперёд.


_______
* «Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта
Tags: буквы, игры, мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →