kenichi_kitsune

kenichi_kitsune 6 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною нежно любимые, настолько по-разному интерпретируют и переживают понятие постмодернизма. Быков, как человек модерна, человек в возвышенном смысле советский, для которого истинный примат бытия – в труде, в преодолении, в высоком профессионализме, катарсисе, сложности, говорит о постмодернизме в лучшем случае сдержанно и зачастую не скрывает своего meh. Не только считает постмодернизм упрощенчеством с симулякрами, но и выводит из него напрямик многие гадости XX века. Фашизм в частности, и прочие sinful pleasures в общем. Долин же – мыслитель душой молодой, увлечённый и воспитанный скорее в духе сентиментального взаимопроникновения штилей (что, к слову, характерно для японской эстетики), чем эпической поляризации высокого и низкого. Для него постмодернизм – источник прекрасного и увлекательного, радости открытия и узнавания; постмодерн – это время, когда он вырос, когда массовая культура не просто учится (по Быкову) использовать инструментарий высокого искусства, но и сама порождает упоительные шедевры.


Картинка для привлечения внимания: Паттинсон и Дефо в виде Прометея и Протея, Быкова и Долина, модерна и постмодерна из метамодернистской картины «Маяк» Роберта Эггерса, 2019 г.​*

Так вот самое здесь интересное, что правы оба. Бессмысленно отрицать некоторое выхолащивание сути, когда мы имеем дело с массовой культурой, равно как и пресловутый «восторг падения» в простые удовольствия; но столь же недальновидно отвергать и настоящую, многомерную красоту, рождаемую в постмодернистской парадигме. На мой взгляд, постмодерн – не только время выхода массовой культуры на свет, но и наоборот – эпоха распространения сложного искусства в массах. Не только развлечение овладевает сложными комплексными приёмами, но и элитарное искусство берёт на вооружение технику доступности, привлекательности и простого очарования. Пресловутый феномен «прозрачности» в сегодняшнем мире позволяет развеять трансцендентность и даёт возможность штилям обменяться ценным опытом.

Но если в несовпадении по поводу постмодернизма Быков и Долин настолько разительно полярны, что, в сущности, друг другу даже и не противоречат, то вот в другом наиважнейшем из вопросов они, столь мне симпатичные, оказываются так опасно созвучны, что я сразу становлюсь обуреваем модернистским желанием ВСЁ ИМ ОБЪЯСНИТЬ. Речь, конечно, о том, являются ли видеоигры искусством. Быков не раз и довольно категорично отказывал видеоиграм, и вот Антон в недавнем своём первом выпуске Радио Долин так же усомнился в искусствоёмкости игр – разумеется, куда более осторожно и скромно, не столь пылко, как Дмитрий Львович, но тем не менее. Антон даже указал на горячую дискуссию по данной теме у себя в фейсбуке (я так и не смог её найти, если увидите, пожалуйста, поделитесь ссылкой!). И вновь я повергаем в недоумение, друзья. Ну сколько, сколько же можно? Отчего такая неизбывность этих сомнений? Ведь, казалось бы, ну всё что можно уже доказано, продемонстрировано и увековечено в сердцах и умах! Ну начните с малого, поиграйте хотя бы в To the Moon с Inside'ом, не говоря уж о RDR2 с Ластовазом и Автоматой! Но нет, из года в год средь говорящих один и тот же скептический рефрен. И даже вот человек, упоённей всех размышляющий о литературе, и человек, упоённей всех размышляющий о кино, – и такая эмоциональная лакуна, ну как же так?

Ребята, первую свою предметную (заочно-полемическую с Дмитрием Львовичем, в моём воображении) заметку о сущности авторского замысла в видеоиграх я написал в 2016 году. Аж. И снова к этой теме плотно вернулся в 2019-м. И, как мне казалось, был рад всё так доходчиво объяснить. Пожалуйста, если вы по какому-то досадному недоразумению их пропустили, сделайте такое одолжение, ознакомьтесь:

Про одиннадцатую музу

И вновь об играх в контексте высокого

А то будто бы воз и ныне там. Стоячие воды. Неуверенность в признании видеоигр искусством слишком уж похожа на неуверенность сторонников лунного заговора. Симпатичнейшие мои, давайте-ка отряхнём прах мемориального мышления с наших ног, и будем уже двигаться вперёд.


_______
* «Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

При отправке формы будет произведена невидимая проверка reCAPTCHA.
Вам необходимо соблюдать Политику конфиденциальности и Условия использования Google
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →