кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Мортал Комбат 2021: лопанье спелого арбуза и живопись Поллока

Текст содержит умеренные спойлеры к фильму Mortal Kombat (2021), однако, положа руку на сердце, заметим: плоттвистами картина не балует, и сильно бояться спойлеров в данном случае бессмысленно.

Так уж сложилось, сегодня Мортал Комбат перешёл из области сиюминутных развлечений в область явлений мифологических; в каком-то смысле, он уже стал частью нашего культурного кода вместе с Чеховым, Боккаччо, группой Nirvana, комиксами о Бэтмене и личной жизнью британской королевской семьи. Ничего тут не поделаешь. Наше всё. Поэтому поговорить о новом фильме приходится вне зависимости от. И конечно, в разговоре этом не удастся избежать сравнения со старым фильмом 1995 года, поскольку в шеренге застенчиво неказистых экранизаций видеоигр картина Пола Андерсона была одной из самых удачных, если не самой (что, правда, совсем не сложно). Сегодняшнее кино, полнометровый дебют режиссёра Саймона Маккуойда, породило во мне как массу приятных эмоций, так и множество сомнений. Давайте же разберёмся.


Как отметил кто-то в интернетах: очевидно, что к фильму про Скорпиона и Саб-Зиро постер вынужден быть в сине-голубых и жёлто-оранжевых тонах, но сколько же можно?!

Новый фильм блестяще выигрывает в деталях, но терпит поражение в общем видении глобальной картины. Маккуойд, похоже, решил очень трепетно отнестись к первоисточнику и максимально насытил своё детище оммажами всех мастей. Некоторые традиционно затаиваются в декорациях: в храме громовержца выставлены безошибочно узнаваемые музейные экспонаты, среди Сонькиных вырезок из газет фигурируют физиономии Ночного Волка и Коталь Кана, а кто-то даже вслух поминает могучего бойца по фамилии Тобайас.


Что это у нас здесь?

Иные пасхалки чуть хитрее, они изящно подмигивают тем зрителям, которые «в детстве у друга была Сега, и мы зарубались в Мортальчик после уроков»: на стене лестничной клетки, где Джакс преследует Саб-Зиро, начертан инпут фаталити, дочка условно-главного героя постоянно напоминает отцу про апперкот (Down+High Punch), а Лю Канг три раза подряд повергает нерасторопного противника подсечкой Back+Low Kick. Жиза, как говорит мой сын!


Попытайтесь разглядеть инпут на заднем плане! А что касается подсечек: было бы здорово, если этими подсечками Лю призвал бы Джейд! Как в MKII, где утянутая зелёным леотардом куноичи появляется после раунда перед боссами, если в нём вы использовали только удары с клавишей Low Kick, помните?!

Добротно слепленными (и заботливо одетыми!) получились персонажи. Саб-Зиро и Скорпион, на мой вкус, излишне перекутаны в доспехи (вообще я не большой поклонник вот этого современного дизайнерского тренда в супергеройском жанре – стилизовать костюмы под броню и превращать даже изначально гуттаперчевых персонажей в громоздкие консервные банки, это касается, между прочим, и Марвела, и DC, и всех догоняющих), однако убедительны и художественно красноречивы. Би Хан получился действительно угрожающим, огорчает лишь, что вновь он злодей и негодяй.


Я кровожадный, я беспощадный, cold never bothered me anyway.

Очень симпатичный получился Кунг Лао в исполнении Макса Хуана. Макс – профессиональный боец и каскадёр, но этого его первый опыт игры лицом, поэтому особой драматургии мы тут не увидим, но она и не требуется: его Кунг Лао ходит гоголем, говорит с апломбом и умильно заносчив. Особенно замечательна его шляпа: она действительно ощущается и острой, и быстрой, и тяжёлой, как щит Кэпа.



Главная же звезда фильма, несомненно, Кано Джоша Лоусона. Функционально Кано выполняет роль Джонни Кейджа (к справедливому разочарованию фанатов в фильме отсутствующего): он без перерыва шутит, ворчит, сквернословит и троллит обе стороны конфликта. Это освежает и добавляет нужный задор.



Ну и конечно хореография. Благодаря тому, что многие актёры теперь сами большие мастера боевых искусств, поединки придуманы и поставлены очень здорово. Многие ругают фильм за недостаточное количество драк. Это неправда: драк много, возможно, не все они одинаково полезны и питательны, но большинство из них – услада для глаз. В этом аспекте новое кино несомненно выигрывает у классического фильма, где схватки (за исключением, быть может, двух сцен: Джонни против Скорпиона и Лю против Рептайла) несколько скучны и скоротечны, а в первом акте их нет вообще ни одной!



К слову, замечательно отработаны в картине фаталити. Мало того, что они цитируют первоисточник почти дословно (причём цитаты как из ранних игр серии, так и из, например, MKX); самое главное, их визуализация максимально соответствует мифологическому духу МК: разрываемая плоть и пляшующие внутренности здесь не отвратительны в стремлении к реализму, а наоборот, гипертрофированно поэтичны, китчево буффонны. Как и в играх, фаталити в фильме порождают ассоциации не с гибелью настоящих людей, а с лопаньем переспелого арбуза и живописью Джексона Поллока.



И вот если бы из всех этих прекрасных нюансов у Маккуойда получилось собрать крепкое цельное полотно, не было бы слов. Но как раз в вопросах целостности и общего авторского видения картина начинает спотыкаться. Стержень фабулы – это ныне уже архетипический конфликт Скорпиона и Саб-Зиро, что сегодня само по себе спорное решение: с одной стороны, великая вражда жовто-блакитного дуэта ещё ни разу не освещалась в полнометражных фильмах о Мортал Комбате; с другой, она подробно проговорена и в самих играх, и в теле- и вебсериалах, и в недавнем мультфильме Mortal Kombat Legends: Scorpion's Revenge (экспозиции нового фильма и Scorpion's Revenge вообще идентичны до безобразия).



Совершенно, на мой вкус, необязателен ход с введением нового персонажа, он же главный герой, Коула Янга. Дело даже не в том, что core-поклонники серии жаждут увидеть лишь знакомых с детства любимцев и омыться слезьми умиления: просто для раскручивания центральной сюжетной линии Коул Янг совершенно не нужен. Вместо него мог бы быть, скажем, Такэда Такахаси из MKX, да и Скорпион вполне мог бы реализовать стратегию мести самостоятельно и живописно – были бы на то желание и фантазия автора. В получившемся же фильме возникает чувство размазанности: вроде бы история про возмездие Скорпиона (любимого, понимаешь ли, персонажа Эда Буна!), но сам Скорпион всё время где-то на заднем плане. Как будто режиссёр не уверен, что и куда.


Костюм Скорпиона изо всех сил перекликается с основным скином из MK11. Но всё же, друзья, чересчур много брони!

То же самое (общее чувство размазанности и неуверенности) касается и опоясывающего сюжета – о, собственно, турнире Смертельной Битвы. Одним из главных достоинств андерсоновской версии было ясное понимание, про что фильм и как он устроен. Mortal Kombat 1995 повторяет композицию классического Enter the Dragon Брюса Ли и множества его «римейков»: это история о турнире боевых искусств. В первом акте мы знакомимся с главными героями и получаем представление об антагонистах, во втором происходит само состязание, поединки сменяют друг друга в соответствии с некими правилами, постепенно увеличивая накал страстей, в третьем акте паттерн ломается, правила нарушаются, происходит кульминация, в которой герой (или герои) смотрит в глаза своему страху и побеждает главного врага.


Лю в этот раз далеко не главный герой. Он нежен, как бутон кей-попа, и эзотеричен, как Павел Глоба.

Предельно ясная структура, но очень действенная и выразительная. В конце концов, у нас экранизация не Толстого, а видеоигры про рукопашные бои один на один! И Пол Андерсон снял картину, полностью решающую его авторские задачи: несмотря на невсегда удачные боевые постановки, невсегда, быть может, удачную актёрскую игру и совершенно по нынешним временам неубедительные спецэффекты, у него получился действительно задорный, динамичный и захватывающий фильм о турнире боевых искусств, на котором решается судьба миров. Композиция нового «Мортал Комбата» очень плохая. Крутой, сочный и многообещающий первый акт, где сразу начинаются красочные бои, где есть и экспозиция-ретроспекция про Ханзо с Би Ханом, завязка, задор и фаталити, сменяется затянутой подготовкой земных бойцов к отпору силам Внешнего мира, где зачем-то придуманы (на мой вкус, вновь совершенно необязательные) магические лакмусы-«арканы», дарующие избранным воинам суперудары «как в игре». В этом месте повествование сбивается с ритма, начинает вязнуть, вражеские бойцы совершают сумбурные, ни к чему не приводящие вылазки, герои продолжают тренироваться, Джакс скорбит о руках, Соня – о недостаточной своей избранности, и всё это как будто невпопад.


Однажды Меган Фокс заявила, что хочет сыграть принцессу Китану. Тодд Гарнер, продюсер нынешнего фильма, недавно объяснил, почему этому не бывать: "We only have people who can actually fight... you’ll see." Слава богу, надо заметить. Тем не менее, Джессика МакНэми, исполнительница роли Сони, дерётся в фильме преступно мало и не очень-то зрелищно, в основном отдаваясь переживаниям об отсутствии суперударов. Как-то это несовременно что ли!

А потом повествование будто бы спохватывается, смотрит на часы, и безудержным домкратом врубает третий акт, в котором все начинают очень быстро и сумбурно драться со всеми, и обойма подававших большие нарративные надежды (и, между прочим, глубоко любимых core-поклонниками!) бойцов Внешнего мира гибнет красиво, но совершенно нелепо, не успев раскрыться ни в смысле характеров, ни в смысле хореографических картинок.



И как же слабы и бессмысленны в новом фильме Шанг Цунг с Райдэном! Насколько прекрасны, харизматичны были Тагава и Ламберт в старом фильме, насколько глубоко вошли они архетипически в массовую культурку (помните, я говорил в начале о культурном коде?! Вот оно!), настолько же пустотелы здесь образы Ханя и Асано. Шанг Цунг – картонный злодей без мимики, без эмоций и мотивов, он просто злой; Райдэн – пухлощёкий сатрап со скверным характером; ни один из них никак не работает ни на сюжет, ни на атмосферу.



И заметьте: никакого турнира в фильме так и не случилось! Я мог бы принять подобное, если бы фабула развивалась в событиях условно второй-третьей частей игры; но перед нами «ребут с самого начала», здесь вновь стара как мир история про десятый турнир, последний шанс на спасение Земного царства после девяти поражений. Я считаю, это вторая большая ошибка у сегодняшних развлекательных фильмов (вторая после желания наряжать всех подряд в броню!): желание всегда снимать эпос. Ребята, ну почему всегда эпический размах? Зачем? Для яркого и захватываютщего фэнтези эпичность совсем необязательна! Можно снять сказку. Можно снять герметичный детектив. Можно снять историю одного путешествия. А можно, как в нашем случае, историю одного турнира. И это было бы здорово.



В смысле эпичности, ещё одна вдогонку ложка дёгтя: музыка. Там, где «Мортал Комбат» Андерсона фактически изобрёл тренд в жанре боевиков на десятилетие вперёд (подхваченный потом и «Матрицей», и «Блэйдом», и кем только не): показывать зубодробительный мордобой не просто так, а под зубодробительный саундтрек, либо электронный, либо металлический, либо под и то, и другое, можно без хлеба – новый «Мортал Комбат» безлик и заунывен. Его звучание – это либо пресловутые эпичные мотивы, совершенно однообразные и незапоминающиеся, либо какая-то беззубая травянистая электроника. Обещанный режиссёром Techno Syndrome (композиция, за эти годы ставшая по сути гимном жанра единоборств; когда она звучит, любой человек, хоть ни пальцем не притронувшейся к контроллеру, хоть ни глазом не видевший фильмов о боевых искусствах, мгновенно восклицает в сердцах: Fight!) включается лишь на финальных титрах, в невыразительной дабстеп-обработке.



Так что же в итоге? Если взять хореографию, образы, детализацию, фаталити, оммажи и графику из нового фильма, а композицию, логику, таинственные локации, характеры Шанг Цунга и Райдэна и великолепную музыку – из старого, получился бы идеальный опус. В реальности же мы имеем фильм красочный и неравнодушный в моментах, но неточный и неуверенный как законченное полотно. Тем не менее, я рад ему. Помимо доставленного удовольствия, кино в очередной раз приводит меня к маниловским размышлениям из серии «а как бы я снял идеальный Мортал Комбат», каковые размышления, несмотря на всю их стерильную тщетность, всегда приятны.

__________________
Ещё про кино:
Семантика лестниц в The Queen's Gambit
О «Мандалорце» скопом
Tenet over substance
«Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта
Джокер как герой нашего времени: лишний человек против сверхчеловека
Про «Дурака» Юрия Быкова и неизбывность парадигмы
Ну и всё же об «Однажды в Голливуде»
Про «Чернобыль»
Ну и всё же о билбордах
Ну и всё же об ихтиандрах...
Бегущий 2019

Tags: игры, кино
Subscribe

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…