кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Ну и всё же о «Мандалорце» скопом

Текст содержит существенные спойлеры к сериалу «Мандалорец» и не стесняется этого. Берегите себя.

Во времена былые, в силу причин неназванных и, вероятно, нелепых, я ни словом не обмолвился вам о первом сезоне «Мандалорца», что, без сомнения, досадно и непростительно. Спешу исправиться задним числом и с ликованием изречь уже в адрес обоих сезонов, тем более, что как раз пересмотрел первый сразу же перед тем, как приступить ко второму.



«Мандалорец», симпатичнейшие мои, имеет одну важную заслугу передо мной лично. Я не буду говорить тех популярных нынче громких слов, что он-де спас «Звёздные войны»: это слишком абстрактно. Но вне всякого сомнения, «Мандалорец» спас моё нынешнее новогоднее настроение. Он разбудил во мне восторженного мальчишку (не то что бы сон был слишком глубоким, скажем прямо, но всё же) и вот то трепетное ощущение чуда в мерцающих звёздочках, по которому так иногда скучаешь. «Звёздные войны» всегда были для меня рождественским кинематографом. И главная их задача, по большому счёту, всегда заключается именно в этом: будить в нас восторженных детей.



Я, наверное, надоел вам с назойливой мыслью о том, как получается хорошее художественное произведение, но вынужден вновь её повторить: история удаётся, когда а) художнику есть, что рассказать, и б) ему страсть как хочется это сделать! Два сезона «Мандалорца» работают стройно на один замысел (и одну страсть) авторов, но делают это по-разному, зачастую даже противоположным друг другу образом.



Первый сезон старается воскресить «всё то, за что мы любили Оригинальную Трилогию» через максимальное дистанцирование от стержневой мифологии «Звёздных войн» и ключевых её героев. Протагонист – безвестный скиталец, безымянный и безликий, пришедший из ниоткуда, безмолвно выхватывающий бластер из кобуры и убирающий бластер обратно до того, как тела убитых противников падут на землю. Всё, как и полагается в лучшем вестерне.



Но орудует он в мире (трепетно знакомом и щедро орошённым слезьми нашего умиления) Оригинальной Трилогии, и этот мир без тени скупости осыпает нас дьявольскими деталями и богоподобными пасхалками, причём всё больше из «Возвращения Джедая» (самого любимого и лучшего, кто бы что ни говорил, эпизода ОТ): вон там на вертеле жарится ковакианская обезьяноящерица, непутёвый сородич Салациуса Б. Крамба, вот тут высовывается из двери дроид-привратник TT-8L/Y7, и так далее, и тому подобное.



Первый сезон подходит к наследию одновременно и свежо, и по старинке. С одной стороны, он помещает мифологию в форму чистейшего вестерна, чего никогда не случалось со «Звёздными войнами» в настолько незамутнённом виде. Каждая серия сезона – это пересказ одного из классических сюжетов ковбойского жанра, зачастую с прямыми цитатами. Например, четвёртый эпизод Sanctuary – это «Великолепная семёрка» (наверное, самая любимая моя серия сезона: она напоминает мне не только об эпохальном опусе Джона Стёрджеса, но и, например, о деревне Жевунов из «Изумрудного города» с иллюстраций Владимирского, до того всё там ладно и пасторально).



С другой стороны, Оригинальная Трилогия во многом была устроена по сходному принципу: она пересказывала и воскрешала фильмы Куросавы и старые космические комиксы, вроде «Бака Роджерса» и «Флэша Гордона» – и в этом, на мой взгляд, главная удача (и мастерство) Дэйва Филони и Джона Фавро: им удалось внести свежую струю в изрядно перенасыщенную киновселенную, используя именно тот нарративный метод, которым киновселенная начиналась, благодаря которому обрела популярность и величие.



Очевидно, что слишком долго эксплуатировать такой приём было бы чревато скукой и привкусом банальщины на ресницах, поэтому второй сезон устроен обратным образом. Он изо всех сил начинает притягивать центральную мифологию (собственно, явление тёмного меча в финале первого сезона было намёком на новую нарративную стратегию) и методично бомбить нас появлением ключевых фигур из истории «Звёздных войн». И вот ведь удивительная штука, если в первом сезоне не нужны были ни Асока, ни Боба Фетт, они только мешали бы там, то здесь воспринимаются на ура.



Серия «Джедай» вообще одна из самых удачных и ярких в сезоне: и Розарио Доусон дала замечательную Асоку, своими синоби-дэшами неуловимо похожую на Аямэ из игры Tenchu, и не сразу считываемый Майкл Бин бьёт старикам-восьмидесятникам в самое сердце, да и эстетическая структура серии – вновь чистый жанровый оммаж, на этот раз самурайскому кино.



Конечно, некоторые сценарные решения – особенно так сказать, тактические решения – спорны и сумбурны даже по фэнтезийным меркам «Звёздных войн». Первые две серии нового сезона, даром что божественно красивы, мне показались излишне филлерными; серия Tragedy, при всей эпохальности явления престарелого Бобы, очень страдает от нелогичных (вновь даже по меркам жанра) событийных последовательностей.



Но ребята, всегда нужно помнить: любое художественное произведение здесь не для того, чтобы сводить идеальные логические своды (для этого существуют шахматы и дифуры). Глупо восклицать при чтении Библии, какой же дурак Самсон, Далила несколько раз его предала, а он всё туда же! Как нелогично! Не говоря уж о сказках Гофмана или Афанасьева. Вот этот мем, который вы наверняка уже видели, максимально точно отражает задачи такого произведения, как «Мандалорец»:



Несмотря на все мифологемные условности, мне радостны похождения этих ребят. Ведь мало того, что главная пара – безупречный и беспроигрышный вариант: собирательный персонаж Клинта Иствуда и Брюса Уэйна плюс беспардонно кавайный детёныш любимейшего и зелёнейшего среди джедаев (и среди «практикал эффектов»). Из всего разношёрстного и чудовищно инклюзивного каста обоих сезонов я, пожалуй, не могу вспомнить ни одного, кто бы мне был несимпатичен или как-то раздражал. Качествами ли характера, тем ли, как персонаж смотрится в кадре – никто не показался мне чужеродным или ненужным. Все на своих местах, все очень классные.



И конечно финал сериала возводит бурление младенческого восторга в совершенно заоблачные степени. Сейчас на Ютубе новое поветрие: дети снимают реакцию своих родителей на финал «Мандалорца». Так же, как ранее родители снимали реакцию детей на «I'm your father». Родители в новых роликах ревут счастьем в три ручья. Да, CGI физиономии юного Марка Хэмилла здесь не блистает живостью; да, эпическое его прорубание зелёным мечом сквозь толпу дарктрупперов почти дословно отзеркаливает аналогичное прорубание папаши красным мечом сквозь толпу повстанцев в Rogue One. Однако филигранная постановка сцены перевешивает. Ведь в чём её главная эмоциональная уловка? Когда к крейсеру подлетает крестокрыл, мы все уже понимаем, это Люк, но мы не можем в такое поверить, потому что слишком дерзко. Потом фигура джедая в чёрно-белых камерах наблюдения, специально, чтобы нельзя было понять цвет светового меча. Потом вот он, зелёный, и пряжка, и перчатка, и нет больше никаких сомнений – но мы всё равно сомневаемся, потому что мы боимся обмануться в ожиданиях. Но вот он откидывает капюшон, и мой ребёнок от волнения срывает с себя майку. Все аплодируют.



И какая трогательная сцена прощания главных героев! Я понимаю, что будет и третий сезон, и «Боба Фетт», и «Асока», и прорва ещё всего разного, отпочковывающегося, но здесь и сейчас концовка получилась очень устойчивая и симфоническая. И вероятно, я с удовольствием буду когда-нибудь всё это пересматривать. Потому что если путь действительно таков, то это очень хороший путь.



P.S.: помимо всех очевидных сходств Дина Джарина с Брюсом Уэйном, я заметил ещё вот что: фраза «This is the way» практически в любом контексте идеально заменяется на «Because I'm Batman» – и наоборот. Попробуйте!




_________________
Ещё про ЗВ
Ну и всё же о Восходе Скайуокер(а)
Две лепты за Люка
О (пред)последних джедаях
Преизрядное пробуджение Силы
Рождественский этюд на злобу дня
СтарПёрл. Специальный выпуск! Top 12 Practical Effects
И всё же о чудесном рогалике
Про ЗВ и христологичность – сюда заглянуть рекомендую настоятельно, а то что-то там до сих пор нет комментариев!

Tags: starwars, кино
Subscribe

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…