кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

О «Рифе» Поляринова

Новый роман нежно мною любимого Алексея Поляринова угодил мне точно в детский страх: эстетика сект сильно пугала меня, иной раз в хрустально-солнечном, после «Храма судьбы» или «Молодого Шерлока Холмса» боязно было засыпать по ночам. Во многом поэтому я использовал этот элемент и у себя в «Тентаклиаде», желая отрефлексировать эмоцию. «Риф» повествует о сущности тоталитарного сознания комплексно и увлекательно, как и положено, с переплетающимися линиями разных героев, с эклектичной стилистикой текстовых кусков, с чудесными лейтмотивами.



Как и в случае с «Центром тяжести», лейтмотивы здесь прекрасны, особенно главный среди них – мотив замороженных в сердце невысказанных рептилий. Так здорово тут резонируют южная зоология, северные мифы и человеческие чувства. На текстах Поляринова очень удобно показывать, как работает метамодернизм, как он придаёт известному инструментарию постмодерна новый, менее отстранённый смысл. В сущности, книга размышляет не только над природой культов: сектантство здесь просто хребет истории, придающий остроты, движитель, побуждающий увлечённо читать дальше. На самом же деле роман об отношениях людей, о феномене невысказанного, о тех самых замороженных рептилиях. Этот феномен действительно универсален: большинство (если не все) проблем между людьми происходит от молчания и недопонимания, нежелания проговаривать некомфортное.

И всё же, «Риф» оказался чуть проще моих ожиданий. Если «Центр тяжести» – это великий и знаковый роман, в котором есть всё, что нужно, то «Риф» – просто отличный. Он весьма небольшой по объёму, и стилистическое разнообразие его не всегда достигает той идеальной полифонии и ритмики, что была в предыдущем романе. Например, американская арка (про Ли) иногда становится чересчур канцелярской, превращаясь в одну массивную выдержку из Википедии; такой приём Поляринов использовал и в «Центре тяжести», но там википедийность была точечной и ритмически уместной, работающей на общий пейсинг произведения. В «Рифе» же эти куски ощущаются передержанными. И мне показался чуть-чуть недокрученным финал: очень сильная кульминация разрешается немного в никуда. Хотя, возможно, это сделано умышленно – чтобы читатель ощутил тот самый дискомфорт невысказанности, что тяготит всю книгу всех её героинь.

Тем не менее, это очень живой и вдумчивый текст, которому не всё равно. За Поляриновым продолжаю пристально наблюдать, сегодня он один из тех авторов, что пишут в авангарде художественной мысли.

__________
Ещё про книжки:
О «Центре тяжести» Алексея Поляринова
про «Восхождение Сенлина» Джосайи Бэнкрофта
Про «Маленького, большого...» Джона Краули
Пара соображений вокруг «Хромой судьбы»
О «Белом квадрате» Сорокина и постмодерне в целом
Почему время читать Стругацких

Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments