кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Tenet over substance

Текст содержит умеренное количество спойлеров к фильму «Довод» (Tenet). Сохраняйте бдительность, соблюдайте дистанцию и будьте здоровы.

Увы, симпатичнейшие мои, «Довод» оказался не лучшим фильмом Нолана, хотя визуально он самый нолановский из всех. Здесь грандиозные натурные съёмки, строгие, но размашистые пейзажи, избавленные от цифровых эффектов сцены глобального разрушения, гонки на катамаранах F50 и, наконец, такой прекрасный итальянский городок Равелло (пронзительно напоминающий о том, как сильно я соскучился по тем краям). Передвигаясь на фоне суровых пасторалей – кто вперёд, а кто, особенно выразительно, вспять – герои, опять же очень по-нолановски, плетут паутину слов, распутывая паутину фабулы и громоздя метафоры друг на друга с видом бешено работающего аналитического мышления. К сожалению, как и в «Начале», здесь есть чрезвычайно затянутая и, на мой вкус, эстетически бесполезная сцена в жанре «каловдутие» (там снежная, здесь пустынная), исполненная стрельбы в обмундировании и лишённая реплик. Но даже несмотря на неё, зевать при просмотре картины совсем не хочется. Происходящие на экране телодвижения живы и нескучны, следить за ними увлекательно. И вроде бы всё хорошо, всё на своих местах.



Но оказывается, под мастерски воплощённой картинкой и хорошей динамикой совсем не обнаруживается пищи для ума и сердца. Нолан глубоко симпатичен мне отнюдь не своей характерной эстетикой холодных цветов, огромных пространств и геометрически лапидарных форм (эстетика-то эта как раз мне не близка); он привлекает деликатностью мысли (в контексте массовой культуры весьма незаурядной) и силой человеческих эмоций (которые особенно ценны и контрастны в его аскетичном, ледяном нарративе). И вот тут-то «Довод» начинает очень сильно проигрывать.



Когда в первом акте фильма завязывается экспозиция, где нарочито ничего не понятно, ты настраиваешься удивляться и совершать открытия: что всё это неспроста, что всё будет изощрённо, задачка решится в несколько изобретательных действий, а развязка окажется нетривиальной. Однако за хитросплетением многочисленных линий, загадочных полунамёков и остросюжетных шпионских приёмов обнаруживается самая что ни на есть классическая темпоральная история о путешествиях через время. Красивая, от которой невозможно глаз отвесть, фишка с инверсией энтропии – лишь декорация. Все эти дерущиеся задом-наперёд люди и кувыркающиеся восвояси автомобили абсолютно никак не влияют на развитие сюжета. Убери эту красоту из картины, замени на любой другой механизм перемещения во времени – не пострадает ни сюжет, ни фабула. Такие плоттвисты мы видели не раз и не два, например, в «Двенадцати обезьянах», и особенно красноречиво в игре Prince of Persia: Warrior Within. Я слышал много жалоб относительно фабулы и замысла в «Интерстеллар» или «Начале», но как минимум, там были свежие идеи, свежие находки, симпатичные квазифилософские размышления. Здесь же все сюжетные ходы второй половины фильма (когда клубок начинает разматываться) становятся предсказуемы, а всё академическое теоретизирование героев, вроде парадокса убитого дедушки, звучит так, как будто мы слышали его уже многажды.



Это что касается квазиинтеллектуального аспекта. В области драматургии эмоций, увы, Нолан тоже нас обделяет. Единственный источник простой человечности в фильме – семья главного «злого русского» антагониста, Кэт и её сын. И как же неубедительно это показано! Классическая беда кинематографа, о которой я уже поминал, – ребёнок-аксессуар – присутствует здесь в полный рост. Я совершенно не мог ни проникнуться, ни даже поверить в любовь матери, химия человеческих отношений здесь не воспламеняется никакими приёмами, её просто нет, весь этот кусок существует как будто просто для галочки, чтобы крутился сюжет. Ничего близкого к тому, что было в «Интерстеллар», «Тёмных рыцарях» или «Дюнкерке», здесь нет и в помине. Героиня Элизабет Дебики слышит о том, что весь мир обречён на погибель и восклицает: "О! Значит, и мой сын тоже!" – и у меня опускаются руки на лицо от беспомощности этой сцены. Как же так, Кристофер, как же так?



Нет, друзья, я совершенно не жалею о просмотренном времени, я получил вполне себе удовлетворительное удовольствие, как от бондианского триллера, и вовсе не заскучал. Кроме того, лишний раз убедился, что Пэттинсон превратился в актёра умеющего, и возлагаю на его прочтение Бэтмена некоторые надежды. Я даже подумываю показать кино сыну, ибо он весьма увлечён темпоральными сюжетами, как вещью в себе, для него они всё ещё свежи. Тем не менее, уверен, Нолан ещё снимет нам что-нибудь более грандиозное.




___________________
Ещё про кино
«Маяк» Эггерса как (не только) идеальная экранизация Лавкрафта
Kids aren't alright
О стрелке без шляпы и пилоте в маске
Соображения по прибытии
Великий эгоист Гэтсби
Пена дней. L’Écume des Jours
Гравитация: апогей реалистического мифологизма

Tags: кино
Subscribe

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • О фильмах, гранями мерцая

    Напоминаю, симпатичнейшие мои, что при нажатии на обворожительную Мишель «Honey, I'm home» Пфайффер в заглавной записи журнала вашему вниманию и…