кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Streets of Rage 4: Улицы разбитых челюстей и сбывшихся надежд

Как помнят самые наблюдательные мои читатели, в хрустально-солнечном детстве у меня не было игровых консолей, зато была могучая машина с папиной работы с Двести Восемьдесят Шестым (amen that!) процессором вместо сердца, поэтому волшебный мир beat'em up, пробуждающий в организме самые древние инстинкты, в те времена целиком и полностью состоял для меня из «Золотого Топора». Остальных (как потом оказалось, даже более популярных) представителей жанра, приходилось жадно вкушать задним числом, после уроков, у одноклассников с консолями. Другой популярной забавой было бегать через полтора квартала в магазин «Спорт», где не всегда блестяще образованные, но безусловно упоённые сознанием собственной магической власти юные продавцы летсплеили за прилавком на SNES'ах и Мегадрайвах. Собственно, там я впервые увидел Street of Rage и понял, что вселенная действительно огромна.



С тех пор прошло много лет, я подряхлел, погрузился в beat'em up'ы и файтинги достаточно глубоко, научился кидаться умными терминами и давать трезвую оценку дизайну персонажей. И сегодня со стариковской слезой умиления я наблюдаю весьма ощутимое возрождение казалось бы навсегда исчерпавшего себя жанра. Я уже рассказывал о River City Girls и до сих пор почему-то не собрался написать об эталонной в смысле механик Fight'n Rage, но тут случилось прекрасное. В конце апреля явили свету свою долгожданную физиогномию Streets of Rage 4, посему давайте поговорим о них и о том, насколько здорово и правильно там всё сделано. И да, я намерен вновь кидаться умными терминами и давать трезвую оценку дизайну персонажей!



За новую игру ответственны сразу три французских компании, одна издающая – Dotemu, и две разрабатывающих – Lizardcube и Guard Crush Games. Отчего-то с самого начала это наполнило меня иррациональным оптимизмом: с одной стороны, французы довольно часто радовали меня эпохальными произведениями (начиная с Another World и Flashback и заканчивая Рэйменами), с другой – французское файтинг-коммьюнити одно из самых сильных и вдумчивых в Европе. Как вы понимаете, аргументация так себе, однако в данном случае все надежды оправдались.



Многажды рассказывая вам об играх в ретро-стилистике, апеллирующих к лучшим нашим ностальгическим чувствам, я неоднократно озвучивал мысль о сущности ренессанса: это не просто копирование того, что было раньше; это воссоздание образа того, что было раньше. Задача художника, желающего воскресить прекрасное былое и раскрутить нас на сантименты, заключается в идеальном прохождении по грани между винтажностью и современностью: взять всё лучшее, что было тогда, что появилось сейчас – и гармонично слить между собой. На мой вкус, авторы Streets of Rage 4 уловили этот баланс максимально точно.



От классической трилогии новой игре досталось сущностное ядро. Да, друзья, это тот самый разудалый, раззудись плечо, размахнись рука, beat'em up с неоновыми подворотнями, пирсами и парками восьмидесятых, которые мы пересекаем слева направо, разрывая в клочья толпы живописных гопников, каратистов, панков, фетиш-моделей, ушуистов, телефонных будок и мусорных баков. Всё это мы делаем, как встарь, под культовое техно культовых японских композиторов, и – как встарь же – ощущаем себя внутри тех бездумных, но таких чудовищно восхитительных боевиков на VHS. И чёрт возьми, как же поёт душа!



В отличие от более молодого жанра файтингов, beat'em up'ы никогда не претендовали на глубокую и сложную механику боя. И в этом смысле Streets of Rage 4 наследует от предшественников без серьёзных изменений. Здесь нет ни дэшей, ни укеми, ни разветвлённой системы комбо-ударов, ни канселов супер-атак, и конечно же по отточенности боевая система здесь не дотягивает до почти безупречного Fight'n Rage, что поначалу мне показалось слабостью игры. Но чем дальше я залезал вглубь, чем больше погружался в ритмическое пианинное камлание, тем больше становилось понятно, что здесь и сейчас сложная система не нужна: удовольствие рождается от правильно выстроенной динамики, а не от бешено работающей тактической мысли. К тому же кое-какие тактические основы имеются и воплощены отлично: хорошо работает жонглирование запущенными в полёт противниками, отскакивающими от земли, стен и краёв экрана, у нас есть инстант-вейк, вымешивание из захвата и несколько спешалов. И конечно же, как и во всяком добротном beat'em up'е итог сражения и сохранность шкалы здоровья определяется не тем, как быстро ты жмёшь на кнопку основного удара, а контролем пространства: решает правильное позиционирование своего персонажа относительно противников и грамотное, иногда требующее изрядного терпения, лавирование в ожидании, когда враг раскроется.



Сюжет игры традиционно минималистичен, наполнен развлекательными штампами кино и аниме нашей молодости и, в духе Streets of Rage 3, подаётся в форме иллюстраций между уровнями-сценами. Неистребимый главный антагонист предыдущих частей Mister X, наконец-то почил в бозе, а на смену ему пришли близнецы-наследники Mr и Ms Y. Внешность их анимешнее всего, что есть и было в серии Streets of Rage, однако методы их полностью идентичны таковым у Мистера Х: коррупция копов, зомбирование гражданских, наркотики, оружие, запретные удовольствия – словом, всё то, за что мы любим боевики восьмидесятых-девяностых.



Игра предлагает нам четвёрку (чуть позже – пятёрку) бойцов на выбор, и тут-то мы, наконец, подбираемся к тому, как деликатно современность в Streets of Rage 4 взаимодействует с ностальгией. Аксель Стоун и Блэйз Филдинг, два бессменных протагониста серии, возвращаются вновь, озаряемые лучами славы и совершенно незаурядного редизайна. Мне безумно нравится, как Аксель и Блэйз сохранили все свои характерные, маскотные элементы, но при этом чётко дают понять, что прошло десять лет.



Аксель заматерел, раздался вширь и, пойдя по пути стритфайтеровского Рю, увлёкся дауншифтингом и медитацией. Его повязка на голове, кроссовки и джинсовая жилетка – прямиком из восьмидесятых, но модная ламберджек-стайл бородёнка и укороченные штанцы – вполне себе хипстерские.



Блэйз превратилась в сильную героиню здорового человека: признаться, в оригинальной трилогии меня всегда одолевали сомнения по поводу того, как такая хрупкая девочка может швырять громадных жирных толстяков приёмами дзюдо и не повреждать при этом позвоночник. Когда же я смотрю на сегодняшнюю Блэйз – я верю! Видно, что за прошедшую декаду она не только занималась спортом, но и хорошо кушала. Любо-дорого, гимн телу, идеальный баланс сексуальности и раздаваемого насилия. Особенно мне отрадно внимание к деталям: как художник Бен Фике передал в позе, в одежде Блэйз тот факт, что уволившись из полиции она стала преподавать сальсу. Действительно, есть в ней эдакое ощущение латины.


Основным игровым спрайтом Блэйз стал тот, что внизу справа от Акселя, но лично мне наиболее выразительным кажется третий в верхнем ряду: очень хулиганское и уверенное выражение у неё тут, сразу понятно, что она прописала в лицо комиссару перед увольнением и совершенно об этом не жалеет.

Двое новых героев столь же хороши и вновь отвечают и духу времени, и духу 80-х. Черри, дочь Адама Хантера (который так же присоединится к пулу активных бойцов в середине игры), играет прогрессивный рок и единственная умеет бегать. Она очень быстра и ураганно комбит в воздухе, размахивая гитарой. У неё розовым градиентом дреды и дырки на коленках. Флойд Ирайя, новозеландский бугай, ученик доктора Гилберта Зана из Streets of Rage 3 и обладатель кибернетических рук-трансформеров в стиле майора Джексона Бриггза – наоброт, самый медленный и дамаговый. У него большой радиус поражения и татуировки как у Джейсона Момоа.



Под стать героям – неприятельские орды. В большинстве своём это любовное и бережное переосмысление тех архетипов, что были в прошлых частях. Многие из них, особенно первые, встречающие нас с распростёртыми объятиями и пером под ребро гопнички, воссозданы точь-в-точь. А, например, байкеры Райдеры передали свои мехове воротники, шлемы и тигровые лосины чертовски бодипозитивным дамам, что бьют с разбегу лбом.



И как приятно глазу наблюдать декорации, на фоне которых творится головокружительное бесчинство! Отказаться от пикселей и представить знакомый сеттинг с танцующими в нём бойцами в рисованной комиксовой стилистике с растровыми розеточками, на мой вкус, было определённо верным решением. Да, это, с одной стороны, довольно сильно дистанцирует новую игру от предшественников в визуальном смысле, но с другой, как раз нащупывает тот самый идеальный баланс между ностальгией и современной картинкой. Пиксельных игр сейчас много, а вот так красиво выписанных и анимированных совершенно без привкуса «дешёвого флэша» – днём с огнём. Бен Фике говорит, что для одного только Акселя он нарисовал более тысячи спрайтов анимации!



Возможно, мне немножко не хватило в игре afterpaty-контента: различных сюжетных концовок за каждого из персонажей, или некого иллюстрированного эпилога, или чего-то подобного. Но даже без этого Streets of Rage 4 невероятно притягательны. В них радостно играть, на них радостно смотреть, их радостно слушать. И знаете ещё что, возникает некоторое спокойствие за постоянство времени: лучшее не забывается и не остаётся в прошлом; оно возвращается и становится ещё лучше.





Tags: ps4, игры, конец 80х - начало 90х
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments