кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Ну и всё же про «Восхождение Сенлина» Джосайи Бэнкрофта

Ввиду нашей неминуемой необходимости возвращаться к теме неглупого, или твёрдого, или высокоштильного фэнтези, хочу вам всё же порекомендовать книжку Восхождение Сенлина. Мастерство Бэнкрофта раскрывается, главным образом, в том, как он точно и мастерски замешивает классические, даже хрестоматийные, модели сюжета, но при этом умудряется избежать штампов и клише, которыми пронизан фэнтезийный жанр.



В основе романа лежит структура Одиссеи, только она здесь не гомеровская, а скорее кафкианская: главный герой теряет жену в шумной толпе мегаполиса и всю книжку пытается её отыскать, взбираясь по ярусам Вавилонской башни и поочерёдно переживая абсурдный, экспрессионистский мир каждого из этих ярусов. Подобно тому, как Одиссей или Синдбад попадает то на один удивительный остров, то на другой, навлекая на свою голову невероятные приключения, Сенлин открывает для себя один за другим этажи Башни, параллельно приподнимая завесу над глобальным пониманием того, как работает этот мир. Вот только ситуации, в которые он попадает, сближают его скорее землемером К.: происходящее вокруг полно сюрреализма, причудливого абсурда и – да, разумеется, куда же без него! – экзистенциального беспокойства, так свойственного Кафке.

Определённо здесь радует глаз скрупулёзно, но при этом легко, выписанный мир и его обитатели. Текст не изобилует стилистическими излишествами, он ровный и гладкий, но весьма себе выразительный. Мир Вавилонской башки же, наоборот, чертовски занозистый и запутанный. Исполненный тошнотворного угара и донной грязи Цоколь, карнавально-дистопичный Салон, утопающие в лицемерии Купальни – каждый уголок Башни чинит препоны несчастному герою, обескураживая своей бессмысленностью и беспощадностью. И самое жуткое, что во всей этой атмосфере абсурда постепенно начинает проступать некая единая, загадочная логика; будто всё это не просто так. А вокруг парят воздушные корабли, разбегаются, свиваясь в колтуны, канализационные трубы, по стенам ползают исполинские улитки. Это мир из тех, в который так увлекательно погружаться, но в котором жить так же страшно, как и в настоящем.

Во многих своих аспектах роман продолжает эстетику Вокзала потерянных снов Мьевилля и Дочери железного дракона Суэнвика. Здесь тоже выдуманный мир не гонится за навязшими в зубах штампами, а старается быть свежим и авторским, и в меру отвратительным, конечно же, сохраняя при этом вкус пресловутой душистой фэнтезийности. И герой здесь, подобно мьевилльскому Айзеку или суэнвиковской Джейн, отнюдь не однозначен в моральном смысле: в схватке с психоделическо-бюрократической системой он использует не столько верность этическим принципам, сколько умение адаптироваться и бить систему её же оружием.

Особенно ценно, что весь этот абсурдистский маскарад не затмевает, собственно, сюжета и разворачивающейся интриги: в книге замечательно выдержана композиция, и повествование остаётся увлекательным до самого конца. И как же приятно видеть такое редкое явление, как развитие героя! Сенлин в ходе своего странствия меняется постепенно и кардинально, он постоянно учится и рефлексирует, анализирует проблему и делает выбор решения. Каждый раз, поднимаясь на следующий этаж Башни, он поднимается и над собой, чем-то (и кем-то) при этом, разумеется, жертвуя.

Одна беда, симпатичнейшие мои: при всей точности композиции, при всей динамике характеров роман в итоге не отвечает ни на один из поставленных вопросов, не раскрывает ни одну из тайн, которыми завлекли читателя. Изначально задуманный как начало эпопеи, он фактически только и знакомит нас с вселенной Вавилонской башни. При всей своей устойчивости, финал книги – открытый финал. И сразу хочется доставать следующий роман Вавилонского цикла, чтобы узнать, наконец, в чём же дело. Я пока ещё не достал, однако Восхождение Сенлина, без сомнения, прекрасное украшение и фэнтезийного жанра в частности, и литературы в целом.

__________
Ещё про книжки:
Про «Маленького, большого...» Джона Краули
О «Центре тяжести» Алексея Поляринова
Пара соображений вокруг «Хромой судьбы»
О «Белом квадрате» Сорокина и постмодерне в целом
Почему время читать Стругацких

Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments