кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Игропрестольное за упокой

В тексте присутствуют изрядные спойлеры к восьмому сезону Игры престолов, но это, наверное, уже нестрашно, не так ли?

Засыпая в каюте идущего на запад судна, Арья повторяла имена сценаристов. На всякий случай, чтобы не забыть. И вместе с наползающей дремотой приходили ей в голову вот какие мысли.

Главная беда последних сезонов и в особенности самого последнего, оказывается, в том, что сериал неожиданно не выдержал проверку временем. Девять лет назад он начинался как откровение, как свежее, неслыханное слово и в жанре, и в формате, как один из ярчайших примеров реалистического мифологизма, а сейчас закончился как тривиальный пример Дойной Коровы и Забитого Болта. В этом смысле Игра престолов практически шаг в шаг повторяет историю Доктора Хауса: тот тоже начинался как виртуозное новаторское полотно и начал неуклонно сдуваться после четвёртого сезона. Но это было очень давно и для тех седых времён не столь удручающе (да и наполненность событиями и мыслью в самых слабых сезонах Хауса всё равно оставалась на приличном уровне, в отличие от). Сегодня же сериальное искусство убежало очень далеко вперёд. Сегодня сериалы перестали быть бесконечной рутинной тянучкой, преисполненной филлеров, сегодня каждый сезон – это метароман, структурно прекрасный и композиционно выверенный, где своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. Но Престолы зачем-то трясут стариной и повторяют ошибки дней давно минувших.



Безусловно, краеугольная проблема здесь в сценарии. Закат сериала начался с того момента, как Мартин перестал писать книжки. Как будто авторы экранизации, предоставленные сами себе, утратили всякое понимание характеров, что с ними делать, как использовать их достоинства и уязвимости, чтобы завязать кипящий и клубящийся узел драматургии. В результате первая серия нового сезона выстраивается по принципу трейлера к Мстителям: в течение часа нам показывают крупные планы всех ключевых актёров либо без реплик, либо с такими репликами, что лучше уж без. А потом умнейшие и хитрейшие из живущих оборачиваются круглыми идиотами. Великолепная Серсея просто стоит на балконе, а потом умирает, потому что ни у неё, ни у сценаристов не было плана. Великолепный Варис просто разводит руками где-то на периферии, а потом умирает. Великолепный и когда-то изумительно прорывной Тирион блуждает с унылым видом, не пришей козе баян, и обречённо бездействует. Кульминационная схватка пятой серии происходит между двумя второстепенными персонажами, судьбой которых мы, в общем-то, озабочены несильно. И как же раздражает Серый Червь, чудовищно похожий на Вадима Казаченко, исполняющего композицию Белая метелица!



На этом фоне предсказуемый и не слишком прочувствованный mad queen move в линии Дейнерис, что так выводила меня из себя предыдущие сезоны своей принцессковостью, внезапно оказывается самым толковым и в духе тех классических Престолов, что мы помним. Несомненно, сериал по-прежнему силён визуальным рядом. Некоторые сцены и кадры настолько художественны и хореографически живописны, что вызывают в памяти лучшие ренессансные полотна. Вот эта композиция, например, сущая Sacellum Sixtinum:



Или встреча Арьи с Лошадью, явно вдохновлённая наследием Юрия Норштейна, страсть как хороша. Но как же тяжело глазу получать удовольствие от наблюдаемого, когда мозг воет от бестолковости поступков и беспомощности сюжетных линий! Вы можете заметить мне: но ведь в жизни всё именно так! Гении допускают ошибки, лучшие стратеги неожиданно промахиваются, мыслители впадают в маразм, всё непредсказуемо и непохоже на логичный, по нотам сыгранный сюжет. Но я вам на это замечу, что в жизни, например, человек может работать на заводе, монотонно и безмолвно, а в перерывах – сикать и какать, а ночью – спать. И весь реализм этого бесконечного процесса отнюдь не означает, что мне бы захотелось посмотреть кино, этот реализм описывающее.



Григорий Чхартишвили ещё в лучшие свои времена рассказывал, что знал такие вот-это-повороты из жизни, в которые, перенеси он их в литературу, никто никогда не поверил бы. Для того, чтобы художественное произведение, будь то кино, или роман, или игра, убеждало, увлекало и заставляло верить погружающегося, настоящую реальность нужно мастерски преображать. Это действительно тонкая грань: если рассказать всё как в жизни, без прикрас – читатель и зритель не заинтересуются, не поверят; если излишне насочинять – получится сказка. Старикашка Мартин, похоже, по этой грани очень ловко умел ходить, а главное, создатели сериала очень ловко умели перенести этот хрупкий баланс на экран. Но сами, без старикашки, ощущение оного баланса утратили абсолютно. В итоге мы имеем очень слабое завершение когда-то блистательной истории. С одной стороны, это печалит. С другой, сейчас так много достойных сериалов, что особо переживать за культурку не приходится.

P.S. Пугает иное: шоураннеры Игры престолов собрались выкатить нам в 2022 году следующие Звёздные войны. И нужно быть готовыми ко всему.
Tags: кино
Subscribe

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…