кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Avengers: Tearjerker

Текст с высокой степенью вероятности содержит спойлеры к Avengers: Endgame. Но я специально ждал так долго, чтобы минимизировать ущерб от оных, а теперь ещё и открою вам смысл сцены после титров, и т.д., и т.д.

Ну что тут скажешь, симпатичнейшие мои, дрогнул! Мазнул скупыми слезьми по изнанке 3D-очков! А как иначе? Точно так же, как по мнению Стрэнджа была только одна возможность одержать победу над Таносом (что спорно, но простительно), по моему мнению была только одна возможность снять последних Мстителей правильно: выстроить фильм не так, как все предыдущие. С чем братья Руссо и справились. И хотя серединка всё равно ощущается чрезмерно затянутой, мрачно-медитативная экспозиция и мощная кульминация получились от души.



Что сильно простит всех предыдущих Мстителей, включая Гражданку? Неожиданно, особенно в контексте жанра, простит их обилие боевых сцен. Казалось бы, супергеройское кино и должно состоять в основном из битв, поставленных хорошим балетмейстером и 3D-модельером. Но от самой вкусной еды или изысканного литературного приёма рано или поздно возникает эффект пресыщения. В первых Мстителях, несмотря на весь размах и громогласность, битва за Нью-Йорк уже смотрится тяжеловатой и передержанной, после острых и по тем временам исключительно свежих пикировок героев друг с другом. В Гражданке призванная поразить драмой и болью финальная схватка Кэпа и Тони уже бледнеет на фоне лейпцигского бурлеска в аэропорту (этот бурлеск, пожалуй, вообще один из лучших экшн-эпизодов в развлекательном кинематографе). Даже в Войне бесконечности битва за Ваканду уже не удивляет – ни в сравнении с битвой на Титане, ни просто из-за своего привычного концепта «группа клёвых друзей против армии одинаковых безликих мобов как будто в последний раз». Похоже, Руссо уловили это выгорание и в Endgame сделали всё по-другому. В новом картине только одна единственная драка. Спорное на словах решение для жанра, но удивительно рабочее на практике. За два часа мы не успеваем устать от эпических заруб, оттого что их попросту нет, и приходим к громоподобному третьему акту свежими и жаждущими действия, и его вваливают нам по самое ого-го.



С другой стороны, такой подход делает остальную картину очень непривычной и медленной. Этим Endgame совершенно не похож на других Мстителей: он задумчивый и печальный – наверное, таким и должно быть итоговое кино громадного одиннадцатилетнего развлечения. И если в средней части, о путешествиях во времени, действительно можно было бы чуть добавить динамики, потому что это самое насыщенное, собственно, сюжетом место фильма, то начало получилось именно таким, как надо: исполненным обречённости в виду событий предыдущей картины и глубоко рефлексивным. Разумеется, рефлексия здесь – художественный элемент атмосферы, а не логики (в самом деле: если за пять лет люди как-то смирились и продолжили жить, почему нам показывают заброшенные стадионы и безмолвный Манхэттен?), но это именно то, что нужно киновселенной на данном этапе. Удивительным образом именно такой темп и такую эстетику повествования хочется видеть, когда понимаешь, что большой кусок истории подходит к концу, что контракты большинства старых актёров истекли, и совсем здесь не нужны никакие драки-аперитивы: нас разогревали десять с лишним лет, пора и честь знать.



Вообще фильм – это такое большое прощание с классическими Мстителями; и если Война бесконечности старалась плотнее показать как можно больше персонажей MCU во взаимодействии друг с другом, то здесь, наоборот, всё внимание сосредоточено на старичках. Главным образом, конечно, на Тони. С него всё началось, им всё должно закончиться. Это лебединая песня Железного человека, и разумеется Старк здесь самый главный tearjerker. Он прощается с нами в каждом акте картины. Сперва на корабле Небулы, затем во время встречи с отцом, и, наконец, во время щелчка, когда он повторяет реплику из самого первого своего фильма, и в прощальной записи на похоронах. И вот парадокс: я так чётко и живо вижу эту структуру, понимаю, как это работает, какие сценарные приёмы задействованы, чтобы возбудить в зрителе бурю чувств-с, но всё же сам сдержаться не могу и распускаю сопли в конце. Кстати, если среди вас есть те, кто недоумённо пожал плечами в адрес скупой аудиосцены после титров, объясняю: то был звук кузнечного молота, которым Тони в первом Железном человеке выковывает себе первый костюм в ближневосточных пещерах. Круг замкнулся, всё вернулось к истокам. И можно много говорить о провисах, несостыковках и проблемах фильма, но лучше любых споров кино характеризуется следующим: когда Тони погибает, в зале висит густая тишина, и то тут, то там нарушается она всхлипами и рыданиями. Значит, всё удалось.



P.S. Слёзы льются ещё и оттого, что совершенно непонятно, где и как они найдут харизматического лидера для своей киновселенной на следующие три фазы, аналогичного по обаянию и умению играть лицом.

P.P.S. Ну а Кэп в очередной раз доказал: тот, кто больше всех говорит об альтруизме – самый большой эгоист, а вся малина всегда достаётся занудным отличникам.


___________________
Ещё про Марвел-Шмарвел:
Infinity War: П. С. – П. С.
О разнице металитетов
Сермяжная правда Ваканды
Капитан Америка: Троянская война
Я ем грунт!
Tags: marvel, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments