кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

О «Центре тяжести» Поляринова

Я очень, симпатичнейшие мои, не люблю, когда говорят: «Это ВАЖНОЕ произведение!» – вместо «талантливое», или «сильное», или хотя бы просто «высокохудожественное». Здесь мне постоянно чудится ханжество и эдакое прогрессивное лицемерие: мол, если произведение важное (то есть в тренде, то есть на злобу дня) получается, ему можно простить некоторую степень бездарности. Но я говорю, что роман Алексея Поляринова Центр тяжести – чертовски важное произведение, и в этот раз изменяю себе с лёгким сердцем: книга превосходно написана и мастерски выстроена в художественном смысле.



Начиная читать роман, я даже не представлял себе, что и как там будет, поэтому сразу попался в ловушку. Дело в том, что Центр тяжести – очень разный текст. Этим, в том числе, он и прекрасен, и именно из-за этого его невозможно отнести к тому или иному жанру. Так, например, первая сюжетная арка (служащая своего рода экспозицией романа, но при этом обладающая собственной фабулой, своим центром тяжести) – это совершенно блистательная детская повесть в лучших традициях Крапивина и Рыбакова. Поляринов очень точно воссоздаёт стиль советских книжек о мальчишестве, и здесь так здорово узнаются и Дети синего фламинго, и Бронзовая птица. Но не только: криптологические похождения двух маленьких детективов, пытающихся разгадать тайну озёр посёлка Рассвет, деликатно заставляют вспомнить о Gravity Falls. Более того, если в первой, детской части романа это ощущение чисто ассоциативное, то дальше мы получим самую прямую отсылку к одному из лучших мультсериалов последних лет.

Однако дальше книга постепенно, но неумолимо меняет окраску своего нарратива. К основному рассказчику присоединяются ещё несколько, дети вырастают, их проблемы становятся всё серьёзнее, их судьбы невероятным образом переплетаются, а текст принимается мерцать то одним жанром, то другим, никогда не впадая в заскорузлость и предсказуемость каждого из них, а лишь подсвечивая основные достоинства, отдавая дань уважения. Здесь найдётся место и для киберпанка, и для семейной саги, и для политического детектива, и для классической антиутопии. Ну и конечно же главное украшение книги – методом рекурсии вплетённые в повествование сказки одной из героинь. Они настолько естественны и увлекательны, настолько вторят архетипическим сказочным сюжетам, но при этом всегда оригинальны, что по завершении романа мне сразу же захотелось перечитать эти сказки скопом одну за другой.

Многие за эту игру с жанрами и оммажами спешат причислить роман Поляринова к постмодернизму, однако это совсем не так. Центр тяжести – как раз тот самый пример новой эпохи мифотворчества, о которой я не раз уже упоминал. Да, несомненно, это направление использует инструментарий постмодернизма, но идёт намного дальше. У Поляринова есть хорошее видение картины мира, ему есть что сказать, и он уверенно доводит свою мысль до конца. Что в литературе, что в кинематографе – сегодня все очень здорово научились в короткие зарисовки, в исполненные эстетики наброски, но как будто совсем разучились в фабулу и в сценарий. Так вот Центр тяжести (весьма, между прочим, по-модернистски) очень круто построен: логично, устойчиво, но при этом свежо и оригинально. Это большое высказывание, а не ироническая интерпретация.

А какие здесь замечательные лейтмотивы! Фейерверки, которые всегда сопровождают эмоциональную катастрофу героя, камень – сердце в кармане, как метафора пресловутого центра тяжести, птеродактиль с моноклем, как клеймо ошибочного выбора, и такая точная деконструкция с последующей сборкой сюжета о Красной шапочке... И как здорово Поляринов увязывает традиционные литературные формы с самыми расхожими символами сегодняшнего дня – хотелось бы мне иметь такую смелость. В отсутствии же означенной смелости я просто очень хочу, чтобы роман прочитало как можно больше людей, потому что он... знаете, он очень хорошо смотрит на вещи. И чертовски интересно об этих вещах рассказывает.

P.S. И если в конце детской части вам покажется, что интрига брошена нераскрытой – не переживайте: все головоломки будут решены и точки поставлены.
Tags: книги
Subscribe

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Прекрасная весна

    Чунь Ли, вне всякого сомнения, одна из важнейших женщин в истории видеоигр. Не только для всего человечества — это ещё ладно, — но и для меня лично:…

  • Пятничные эпиотические: модный салон госпожи Бужардини

    К «Кромешным тайнам Эпиотики», симпатичнейшие! Ещё одно любопытное заведение полуночного Парлетто – шоурум разнообразного платья, которым заведует…

  • Околопятничные финалочные дудлы

    В ушедшем от нас, наконец, году имела место одна очень добрая и хорошая дата; ею вряд ли можно оттенить все прошлогодние печали и неурядицы, но мне…