кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Ну и всё же пару слов об Аквамене

Аквамен лишний раз иллюстрирует и так уже очевидную вещь: агрегаторы кинокритиков отражают исключительно модные тенденции, но никогда не художественную суть обсуждаемых фильмов, и уж точно не обязаны совпадать с вашим собственным изысканным вкусом. Да, безусловно Аквамен – картина глуповатая и предсказуемая на 95,5%, но удовольствия от него я получил намного больше, чем от, например, Чудо-женщины, или Чёрной Пантеры, или вот даже Третьего Тора, который изобиловал совершенно беспомощными шутками, но который почему-то всем вам очень понравился. Конечно же я предвзят, симпатичнейшие мои: Аквамен бесстыдно подкупает меня сладостными океаническими безднами в целом и прямыми оммажами диснеевской Русалочке (краеугольной картине моего эстетического портрета) в частности.



Но даже без этих наглых sucker punch'ей кино развлекает очень умело. Существует мнение, что получить наслаждение от бестолкового фильма по комиксам можно в том случае, если расслабить на время просмотра отделы головного мозга, отвечающие за анализ и здравый смысл. Отключить соображалку и наслаждаться балетом. К сожалению, сегодня это уже не работает: увы, большинство фильмов Marvel средней руки не дают возможности наслаждаться балетом даже в условиях отключённого мозга, потому что иногда там очень. очень. скучно. Между смысловыми сюжетными кусками налито много ненужной воды, диалоги пустопорожни, даже схватки – которые вроде бы квинтэссенция жанра – зачастую механистичны и невыразительны. А вот Аквамен как раз реализует означенную формулу: он весь заполнен зрелищем и вот тем визуальным мясом, про которое снобы с Гнилых помидор говорят: «сейчас так не снимают». Очень плохо, что не снимают.



Знаете, в чём преимущество Аквамена перед коллегами по цеху шоу-балета? В отличие от коллег, от той же Чудо-женщины (картины, в целом-то, неплохой), у него наконец-то не проваливается третий акт. В современных шоу-балетах по комиксам нищие третьи акты стали скверной традицией. А здесь всё на своих местах. И эпическая баталия, рядовые участники которой – наездники на акулах и гиппокампах – намного выразительнее безликих массовок всех трёх Мстителей (читаури, клонов Альтрона и аутрайдеров соответственно), и поединок героя с антагонистом, который намного живее мультяшной финальной схватки Чёрной Пантеры с Киллмонгером (хотя в смысле нарратива эти два конфликта практически идентичны).



Но самая важная прелесть Аквамена в том, что при всём своём лакокрасочном бурлеске и при всей сомнительности драматического таланта у Джейсона Момоа, фильм всегда оставляет место для трогательных человеческих моментов. Их совсем чуть-чуть, но они органичны в пику натужной манере супергеройского кинематографа впихивать человеческие отношения для галочки, вязко и ниочёмно, просто чтобы было чем перебить сцены акробатических драк и чтобы было о чём рассказать в интервью. Самый крутой момент фильма – это, безусловно, сицилийский эпизод с розами под песню Роя Орбисона She's a Mystery to Me. Он бесценен. Я уже упоминал, что предвзят? Нет? Так вот: я предвзят.



В фильме очень сильна радость узнавания. Аквамен старается отдать дань уважения всем важным произведениям о жажде приключений и о таинственных подводных мирах, начиная с Жюля Верна, продолжая Лавкрафтом и вновь заканчивая Жюлем Верном. И если все цитаты из Русалочки и Индианы Джонса здесь были ожидаемы и читаются легко, то, например, увидеть и узнать отсылку к Рыбке Поньо на утёсе мне было чертовски неожиданно, и я улыбнулся. Не обойдён вниманием даже вот этот лавкрафтианский мем, что особенно приятно.



Традиционно, растекаясь мысью о фильмах DCEU, в конце я всегда рассказываю о том, как бы я экранизировал того или иного персонажа (да-да, я действительно так делаю, можете проверить по ссылкам в конце этого текста). В случае с Акваменом, однако, мне практически нечего сказать, потому что, как бы странно это ни звучало, на сегодняшний момент это лучший фильм неуклюжей киновселенной. Но всё же скажу. Мне, например, не понравилась излишняя люминесцентность подводного мира атлантов. Слишком всё по-диснейлендовски мигает лампочками. Я бы оставил эдакую глубоководную иллюминацию для какого-нибудь одного царства из семи заявленных, остальные бы сформулировал визуально более строгими, мифологичными. Я бы сделал Впадину ещё более готичной и пугающей, а, скажем, Ксебел, более в духе капитана Кусто: меньше светомузыки, больше живописных кораллов и реалистичных водорослей. Но это уж так, дизайнерская привередливость.



Я панически боюсь того момента, когда Дисней, в рамках нынешнего своего чудовищно-безумного марша лайв-экшенов по собственным великим мультфильмам прошлого, доберётся до Русалочки. Я смотрю на журнальные фотографии из грядущей адаптации Аладдина, и у меня всё холодеет внутри. Пожалуйста, не надо. Аквамен – идеальная экранизация Русалочки с живыми актёрами. В том числе и потому, что имеет отношение к Русалочке ровно настолько, насколько имеет, и не больше! Пусть всё остаётся так: богоравная Ариэль там, и совершенно чудесная Мера в изумрудном кэтсьюте здесь.



___________________
Ещё про кино и DC:
Ну и всё же о Вундерфрау
It’s not an Ass. Большой разбор «Человека из cтали»
Ну и всё же о пудингах
Про Бэтфлека
Tags: кино, комиксы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments