кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

О «Белом квадрате» Сорокина и постмодерне в целом

От последнего сорокинского сборника Белый квадрат есть ощущение, что маэстро немножко топчется на месте. Несомненно, тут есть очень точные тексты, доставляющие изрядное удовольствие, например, Фиолетовые лебеди, в которых смешно в голос от узнавания; и с откровенно жутким финалом, вроде Ногтя, от которого мурашки по коже; но в целом появляется мысль, что теперь Сорокин иронически обыгрывает не столько действительность, сколько себя любимого. Да, он по-прежнему замечательный стилист и мастерски играет почерком различных авторов и эпох, но как будто это уже аранжировка и деконструкция не хрестоматичных сюжетов и текстов, а раннего Сорокина же сюжетов и текстов, в которых тот когда-то деконструировал и аранжировал литературу модерна и соцреализма. Словно он взял самого себя в Утре снайпера, в Дне опричника – и постмодерново замиксовал.



Симулякр стал сверхсимулякром. Он похож на спираль, закручивающуюся внутрь себя: каждый новый виток копирует предыдущий, но с меньшим размахом. И вот вроде бы закладывать следующую загогулину вовнутрь просто некуда – там кончилось всякое художественное пространство. В этом отношении та же Теллурия мне представляется куда более свежей и изобретательной, чем Белый квадрат: в ней был эксперимент, интеллектуальное заигрывание с фэнтези, поиск новых выразительных инструментов. Здесь же – стремительно сужающийся и замкнутый на себя набор приёмов. Даже помимо Сорокина, в этом мне видится главная загвоздка литературного постмодерна как явления во времени: ироничное самокопирование очень быстро истощается, поскольку с каждой копией становится мельче.

Меня давно одолевает чувство, что постмодернизм совсем себя исчерпал, исписался, как направление. Я давно не читал романов Пелевина (после S.N.U.F.F.'a как-то забросил, хотят тот был ещё бодрым), но разведка доносит, что там тоже всё очень нестабильно. И я понимаю, что в случае с Белым квадратом, скорее всего, это и есть главная авторская идея: стилистическое окукливание текста созвучно окукливанию жизни страны. Это красиво, спору нет, но на мой вкус, несколько лениво. Точно так же, как лениво пелевинское самооправдание плохого языка Священной книги оборотня тем, что текст, мол, «писала» героиня, плохо владеющая слогом. Ну такая себе отмазка, если честно. Так и что, симпатичнейшие? Кончился постмодернизм окончательно? Или я не прав? Как вы считаете?
Tags: книги, мысли
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…