кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Фэнтези как искусство. Часть I с половиной. Тернии определения жанра

В комментариях к первой части симпатичнейшие мои читатели уже начали неминуемо артикулировать примеры произведений «на стыке», смежных жанров, высокой литературы в фэнтези и фэнтези в высокой литературе. На многих из этих примеров я планировал остановиться в части второй (и остановлюсь обязательно), но прежде видится необходимым сделать то, что следовало с самого начала: дать, собственно, определение фэнтези, обозначить границы жанра. Задача эта не только непростая, но и математически бессмысленная: любой литературный жанр – это условность, необходимая в первую очередь для того, чтобы читателю было легче подобрать текст себе по вкусу и не утонуть в изобилии; по факту же найти произведения, идеально подходящие под какой-то один жанр, но ни в коем случае не под иной – достаточно сложно. Поэтому и я намечу вам фэнтезийные пределы лишь набросочно: представляйте их себе не в виде строго очерченных каменных стен, а в качестве пульсирующей дымчатым свечением оболочки.



Прежде всего нужно понимать, что фэнтези среди русскоязычных филологов и fantasy в западной литературоведческой традиции отличаются кардинально: как между исследователей, так и в восприятии потребителя. Из-за того, что в позднесоветское литературное пространство хлынул поток очень простой и некачественной литературы под лейблом «фэнтези» – а раньше такого термина попросту не существовало – в сознании людей фэнтези сделалось практически синонимом «глупой» фантастики. Как мы помним, массовость – один из ключевых недугов жанра вообще, а не только в СССР и России, но у нас он (этот недуг) был изрядно гипертрофирован. Следуя настроениям читательской аудитории (и, возможно, собственному снобизму) отечественное литературоведение наотрез отказывалось причислять к фэнтези, например, Брэдбери или Стругацких, чтобы «не запачкать». Социальная фантастика, символическая фантастика, сказка-притча – что угодно, но только не фэнтези! Даже Грин, который по логике своих сюжетов абсолютно фэнтезийный, а по художественному мастерству далеко не изящный и местами даже картонный, никогда (до определённого времени) не назывался фэнтезийным автором.

В западной же филологии картина диаметрально противоположная: fantasy превращается фактически в зонтичный наджанр, под эгиду которого сгребается чуть ли не вся литература, так или иначе несущая в фабуле элемент волшебства. Ужасы, сказки, фантасмагории, неоромантизм, городские легенды, Кинг, Воннегут, Кэрролл, Джордж МакДональд – в том числе и те тексты, что увидели свет намного раньше самого термина – всё получает возможность назваться гордым именем fantasy или, на худой конец, получить приписку «с элементами фэнтези». Возникает в некотором смысле вавилонское столпотворение.

Я, в свою очередь, предлагаю рассматривать фэнтези как золотую середину, компромисс между крайностями. Фэнтези-литературой следует называть тексты, удовлетворяющие двум следующим критериям.

1. Краеугольным механизмом (или чаще одним из краеугольных механизмов) сюжета является чудо, волшебство или явление, научно необъяснимое (или не до конца объяснимое) в контексте нашей реальности. Ключевое слово здесь – «краеугольный»: если волшебные штучки просто декорируют фабулу произведения – это ещё не обязательно фэнтези. Но вот если мы уберём чудо из структуры текста (важно: не заменим чем-то реалистичным, например, драконов на бомбардировщики, а именно исключим!) и логика повествования развалится, значит, перед нами фэнтези. По аналогии в научной фантастике таким краеугольным механизмом сюжета обязательно выступает некое научно-техническое новшество (технология, устройство, генетическая мутация, особенности социальной структуры и прочее), познаваемое разумом.

2. В центре внимания автора находятся очень сильные иррациональные переживания (какие угодно: политическая патетика, экзистенциальная борьба противоположностей, любовь двух и более людей друг к другу, жажда знаний, муки творчества, неразделимость гуманности и жестокости), подающиеся всегда через призму чувственности, экзальтированного катарсиса. Независимо от того, эпос ли о войне перед нами, или политическая (анти)утопия, или любовный роман, или просто бытописание – доминантой полотна всегда будут переживания души, неразрешимые этические противоречия или, наоборот, однозначный пафос добра и зла, всегда воспеваться будут подвиги, умение чувствовать, совершать безумные, но яркие поступки. В научной, опять же к примеру, фантастике, изобразительным объектом всегда будут рациональные переживания, думы, базирующиеся на логике и научных фактах: этические дилеммы обычно либо решаются в пользу научного обоснования, либо признаётся (пусть с горечью) тщета этики перед рациональной неизбежностью.

Вот, собственно, и всё. Обратите внимание: ни один из этих двух критериев не требует от произведения быть массовым и вульгарным или, наоборот, в обязательном порядке изощрённо элитарным. Критерии лишь предлагают литературные инструменты, точку обзора и определённую степень эстетики. Всё остальное зависит полностью от мастерства, желания, целей и задач автора. Это наверняка уже навело вас на мысль, что те основополагающие проблемы фэнтези как жанра, может быть, не такие уж и непреходящие. И с ними вполне можно справиться – было бы желание. Об этом будем говорить дальше, вторая часть на подходе!

Назад к части I: старые и новые проблемы жанра

Вперёд к части II: на стыке жанров

Вперёд к части III: перспективы развития и реалистический мифологизм

___________________
Иное теоретизирование обо всём:
О мифологическом симулякре
О недиалектичности добра и зла
Зона комфорта - трамплин для рывка. Зона надрыва - нет
Две лепты за Фразетту
О грядущем "чертёжно-гравюрном" тренде
О сильных правителях
Про одиннадцатую музу

Tags: книги, теория
Subscribe

  • Ну и всё же о ганновском «The Отряде самоубийц»

    The Suicide Squad Джеймса Ганна (опустим, перефразируя Марка Твена, завесу жалости над отечественной локализацией названий) свидетельствует об очень…

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Авангардный гностицизм Æon Flux

    На исходе 90-х, эпохе, вопреки когнитивным поверьям, живой и уникальной, по Mtv показывали некоторые экспериментальные анимации, которые пробовали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments