кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Infinity War: П. С. – П. С.

Текст содержит спойлеры к финалу Войны бесконечности в последнем абзаце. В последнем! Я вас предупредил.

Если вы задумались, отчего в заголовке написано «П. С. – П. С.», вы, скорее всего, ещё не посмотрели занимательное кино про войну бесконечности. Остальные наверняка уже смекнули и тихонько хихикают себе. Рекомендую к оным присоединиться. Главное достоинство фильма – уверенность в себе. Когда кто-то уверен в себе, такому сразу хочется многое простить. Например, простоту или логическую неувязку. Война бесконечности совершает сразу несколько бодрых поступков, многие из которых отличаются не только смелостью, но и сообразительностью.



Кино совершенно бесстыдно отталкивается своей экспозицией от событий предыдущих фильмов киновселенной Марвел и без зазрения совести оперирует фактами оттуда же. Оно принимает за данность, что зритель знает канон назубок, и нечего разжёвывать ему очевидные вещи. И знаете, я приветствую такой подход. Совсем не потому, что сам видел все фильмы (далеко не все среди них были достаточно достойны и увлекательны). Просто мне чрезвычайно любопытен формат, придуманный Кевином Файги сотоварищи десять лет назад. Пока телесериалы успешно осваивают художественные приёмы (и бюджеты) большого кино, большое кино пробует принципы телесериалов – на макроуровне. И если когда-то можно было, оттопырив мизинец, побрюзжать, что, дескать, каждый фильм MCU не самодостаточен и индивидуальной эстетической ценности не представляет, а смотреть их скопом – ужасно скучно, то сегодня мне такое ворчание представляется тщетным. Есть особое удовольствие в том, чтобы сводить вместе все эти, в сущности, незатейливые сюжетные линии и фельетонных персонажей. Это как в детстве, когда ты собираешь солдатиков из разных наборов: пиратов, витязей, ливонских рыцарей, монстриков, весёлых человечков, черепашек-ниндзя – а потом сталкиваешь их в смертельном головокружительном балете. Никакой скуки.


По доброй традиции, этого кадра в фильме нет.

Войну бесконечности смотреть увлекательно именно в таком ключе. Чудовищный переизбыток персонажей на квадратный метр вместо того, чтобы превратить картину в хаотичное месиво, здесь внезапно начинает работать на композицию. Почему супергеройское кино в целом сегодня приедается? Потому что каждый фильм из раза в раз повторяет одну и ту же схему трёх актов, одни и те же ускорения и замедления темпа. Из-за этой предсказуемости смотреть эпизоды с замедлением стало ужасно скучно. Война бесконечности себе такой роскоши позволить не может: в ней слишком много высокооплачиваемых актёров. Поэтому тут всё время что-то происходит, все постоянно заняты балетом и конструктивным выпендрёжем, времени на реплики-филлеры и бессмысленные перебивки просто нет. И опять же есть что-то из детства в наблюдении за тем, как мифологические персонажи начинают мериться самомнением и крутизной. Когда я был маленький, подобный восторг у меня вызывала двадцатая глава Илиады, где боги непосредственно присоединяются к битве и начинают пикироваться. Разумеется, если применять к Войне бесконечности принципы Рационального Гарри, то логика фильма будет погребена под валом упущенных и непродуманных возможностей. Но критиковать фильм за это не хочется: при таком обилии совершенно невероятных способностей героев, учесть все возможности нереально. Так же, как и в Илиаде. Если подойти к осаде Трои или вот к описанной в двадцатой главе битве богов с инструментарием Рационального Гарри, сразу становится понятно, что город можно было бы захватить гораздо быстрее. Но мы же не говорим, что Гомер слаб воображением! Думается мне, здесь кроется главная привлекательность супергероики: она пробуждает в нас древнее и дремучее, но (редкое сочетание!) бесконечно трогательное представление о том, что силы природы и законы физики обладают эмоциями, спорят друг с другом, обмениваются колкостями, работают плечом к плечу и вообще ведут себя как мыслящие обаятельные остолопы. Как и первые Мстители, нынешние третьи именно об этом.



Только в отличие от всех предыдущих Мстителей, в Войне бесконечности наконец-то завёлся замечательный негодяй. Я всегда категорически считал, что история о добре и зле, где зло – просто буффонада, не может получиться сильной. В том числе и поэтому моим любимым супергероем был и остаётся Бэтмен: его основные антагонисты выразительны, психологичны и бросают реальный вызов герою, как физически, так и интеллектуально. Киновселенной Марвел этого катастрофически не хватало (приятным исключением стал Эго во вторых Стражах галактики, но впечатление от него смазывалось общей сумбурностью самого фильма и не всегда талантливым юмором). Мотивация Таноса предельно проста, но подана столь же убедительно, сколь убедителен motion capture Джоша Бролина с лиловой челюстью кита. Я не стал бы переоценивать психологическую глубину Таноса, как это делают сейчас многие экзальтированные СМИ, например, Washington Post, но нельзя отрицать, образ получился эмоционально завершённым. Характер Таноса такой же приятно округлый, как и его череп. В нём действительно закрыты все личностные лакуны, свойственные злодею картонному. Например, самая хрестоматийная дыра любого хрестоматийного злодея: «Что ты будешь делать, когда уничтожишь мир?» – здесь мало того, что артикулируется напрямую, так ещё и получает прямой ответ. Очень простой, но чертовски изящный.



Однако самый главный поступок фильма, это его финал, поэтому, если вы ещё не посмотрели фильм, но собираетесь, бросайте читать прямо сейчас и бегите в кино. Дело даже не в том, что антагонист одерживает абсолютную победу над героями, хотя одно это можно засчитать за game changer и прорыв в жанре. Дело в том, как Танос это делает. По сути Танос – классический архетип обывателя из глубинки. Простой рукастый мужик с патриархальными представлениями о чести и достоинстве, немногословный, басовитый, извращённо, но искренне понимающий любовь, голосующий наверняка за республиканцев и – самое главное! – мечтающий о даче. Именно поэтому его объяснение своей геноцид-авантюры желанием просто посидеть в тишине на крылечке и насладиться рассветом выглядит настолько убедительным: это чрезвычайно жизненная, человеческая мотивация. Поэтому, разодрав наших харизматичных героев в пух и прах, он улетает на дачу, сидит на крылечке и тихо любуется рассветом. Пацан сказал – пацан сделал. Всегда бы так.

___________________
Ещё про кино:
Сермяжная правда Ваканды
Капитан Америка: Троянская война
Я ем грунт!
Tags: marvel, кино, комиксы
Subscribe

  • Я ввернулся

    Двенадцать лет, симпатичнейшие мои. Представляете? Двенадцать! Двенадцать лет старый Дубровник остаётся самым прекрасным городом на Земле и в сердце.…

  • Когнитивное

    Семьдесят тысяч лет назад сапиенсы возвысились над остальными видами людей благодаря когнитивной способности воображать и образно уподоблять. В…

  • Для облегчения печали

    Я успел посмотреть Нотр-Дам первый и единственный раз одиннадцать лет назад, летом 2008-го. Помню, мы долго нарезали круги по Сите́, и нам никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Я ввернулся

    Двенадцать лет, симпатичнейшие мои. Представляете? Двенадцать! Двенадцать лет старый Дубровник остаётся самым прекрасным городом на Земле и в сердце.…

  • Когнитивное

    Семьдесят тысяч лет назад сапиенсы возвысились над остальными видами людей благодаря когнитивной способности воображать и образно уподоблять. В…

  • Для облегчения печали

    Я успел посмотреть Нотр-Дам первый и единственный раз одиннадцать лет назад, летом 2008-го. Помню, мы долго нарезали круги по Сите́, и нам никак не…