кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Всё тот же Рим

Рим встретил таким же, как мы его оставили четыре года назад. Кипучим и тесным. Крыши, взъерошенные ворохом антенн, точно гавани с мачтами. В густых душных сумерках аллеи в горку, как в Афинах, фонари сквозь апрельскую зелень, стеклянные двери на ключ и зеркальные доски у входа – с кнопками жителей.



Самое важное в Риме то, что он в пыль рассеивает миф о старении и умирании Европы. На руинах великих империй прошлого доживает свой жалкий век выродившаяся цивилизация, покрякивают нам говорящие головы. Выродившаяся цивилизация my ass. Трудно представить себе что-то более живое и подвижное, чем Рим. Разве что Мюнхенский аэропорт или Керженские леса в начале июня. Старостью здесь даже не пахнет. Улицы и вагоны метро забиты свежими итальянцами, от которых просто пышет уверенностью в себе. А ещё искренностью. Они тут все страшные модники. Девицы изобилуют леггинсами и сочетают их практически с чем угодно. Но интересный момент: есть критическая пропасть между пижонами здесь и, например, у нас. Римская фифа выпендривается потому, что ей это страшно нравится; она весёлая и непринуждённая, как бабочка с хрипловатым тембром крыльев. Московская фифа озабочена имиджем и всё время пищит. Ей, может, и неохота быть фифой, ей в тягость, но она вынуждена соблюдать ритуал, потому что "так надо". В Риме все как будто бесконечно любят жизнь и ни на секунду не сомневаются во взаимности. Это чувствуется в походке, во взглядах, в дружелюбии. Даже если человек устал и улыбаться ему не хочется. Или если он не знает английского. Особенно тяжело, если и то, и другое. И даже тогда он не станет выплёскивать на тебя свой комплекс неполноценности.



И тот факт, что жизнь здесь бьёт ключом в антураже колоссальной мифологии ушедших эпох, лишь подчёркивает ощущение её (жизни) непрерывности. Глупо рассказывать о древних римских камнях, о них давно всё разжёвано. Но каждый раз наблюдая, как какой-нибудь плющ взбирается по колоннам, обнимает окна и водопадом плещется с крыш, я лишний раз понимаю, как мне дорога красота вот этого "состояния перехода" между пиродой и цивилизацией, и почему мои любимые игры - Shadow of the Colossus, Bloodborne и Final Fantasy IX. Особенно это ощущается на Палатинском холме. Или в Пантеоне.





Но я расскажу о нетривиальном опыте двух соборов, связанных одним сюжетом. Эти места не входят в топ-три путеводителя по Риму, поэтому, возможно, вам тоже будет интересно. Обе церкви принадлежат ордену иезуитов, но при этом парадоксальным образом демонстрируют торжество научного знания в изобразительном искусстве и являют кладезь барочного иллюзионизма.



Одна из них - церковь Сант-Иньяцио, посвящена основателю ордена Игнатию Лойоле, фрукту довольно реакционному. Но потолок в ней расписан Андреа Поццо, автором трактата о теории перспективы - и в этой фреске математика сходится с живописью настолько мощно, что все современные прорывы в области трёхмерного изображения начинаются казаться детским лепетом. От того, насколько здесь всё продумано, становится немного страшно. Фреска сделана таким образом, чтобы плоский потолок казался бездонным порталом в небеса. Учтены ракурсы, с которых задранные физиономии посетителей смотрят на роящиеся ангельские чины и пригоршни святых, светотени ближних фигур настолько контрастны, что кажется, эти ребята гроздьями свисают с опорных колонн - и настоящих, и нарисованных.



Более того, логика расположения реальных источников освещения в соборе тоже учитывается фреской. Особенно на примере вот этого сердитого ангела в алой юбке, который гонит в окно парня в жёлтой юбке: внутренняя поверхность подола залита белым так, словно он по-настоящему подсвечивается из окна сзади, да и сам ангел будто летит между двумя окнами, а не нарисован на затемнённом своде. Наверное, меня всё это взбудоражило больше, чем Сикстинская капелла четыре года назад, хотя и там эротически задрапированные охряными тканями колени Микеланджело были чрезвычайно живы и объёмны.



Сам же Игнатий Лойола оказался погребённым в другом соборе, на который я охотился целенаправленно. Это церковь Иль-Джезу, находящаяся неподалёку от площади Венеции и совсем рядом со знаменитым кошачьим приютом, расположенном на руинах одного из храмов театра Помпея, где когда-то зарезали Цезаря. Мы пришли туда к исходу дня, когда низкое солнце било точно в окно над входом, делая пространство физически ощутимым.


Это не тизер-картинка нового проекта Фумито Уэды, это я.

Своды Иль-Джезу все убраны золотом, но не пышным, а таким угрюмо-таинственным, и опять потолочная фреска, написанная на этот раз Джованни Баттистой Гаулли, рвёт воображение без 3D-очков. Роспись называется Триумф Иисуса, и в ней хорошо видна цветовая символика Ренессанса, которая потом практически без изменений будет воспринята американским золотым веком комиксов про супергероев: святые облачены преимущественно в синее и красное, а зелёное и коричневное - удел злодеев, копошащихся, в громадный свиваяся клуб.


Засвет на фотографии (это то самое окно над входом лупит солнцем) оказался удачно однонаправленным ослепительному сиянию Христа на фреске.

Небожители верхом на кучевых выпирают из золочёной рамы и растекаются по сводам совершенно нахальным образом. Особенно вдохновляет вот эта группа блаженно купающихся: у меня нет ни малейшего ощущения, что она нарисована на плоской стене! Гаулли ещё и затемнил золото, будто бы облако отбрасывает тень. Безумие какое-то.



Поццо и Гаулли призвали могущество математических вычислений, чтобы создать трёхмерные иллюзии в семнадцатом веке. И знаете, мне немножко грустно не столько потому, что сейчас так не умеют, сколько потому, что сейчас так не хотят. Это обидно, потому что красоты хочется постоянно. Одна надежда на игры: за прорывами в искусстве стоят прорывы в технологиях.



Ну и чтобы не закругляться на слишком пафосных нотах, я расскажу немножко о еде. Как ни странно, итальянцы крайне нестабильны в приготовлении пасты. Сначала мы попытались перекусить в центре Рима, где-то между чудесной Навоной и уютной Ротондой. Бесконечный поток зевак, по-видимому, так расслабил местных рестораторов, что они абсолютно перестали заботиться о качестве блюд и желании клиента вернуться. Я заказал карбонару за десять евро. Разваренную, точно каша, никакие al dente тут не валялись. Бекон, напротив, напоминал задубевшие пересоленные волокна, которыми герои Джека Лондона забивают в лёд гвозди, когда нечего жрать. Друзья, не ешьте макарон в центре Рима. Отправляйтесь в Трастевере, район на юго-западе, за излучиной Тибра.





Здесь совсем другой Рим: маленьких улочек, свежей зелени и крохотных кафешек для своих. Поэтому запоминайте. В ресторанчике Carlo Menta есть одноимённая паста. За пять евро. Вот она.



Казалось бы, что уж такого незаурядного в макаронах с горошком и скупыми вкраплениями мясного фарша? Практически всё. Филигранная проварка самой пасты, ровно такая, чтобы не утратить текстуру макаронины, но и не поломать зубы, и сливочный соус абсолютно нечеловеческой эпичности. Всё на своих местах. Как в перстне Гаргантюа. Приправы не портят соуса, а горошек не затмевает скупых вкраплений фарша. Четыре дня спустя мы вернулись сюда, и я прикончил ещё одну такую же тарелку.



А какие тут апельсины! Никогда бы не подумал, что можно тосковать по апельсинам, но я уже тоскую.

つづく。。。

___________________
Ещё о путешествиях:
Фюссен, метель пронзающий
Прага, добрый охотник!
Ловчен. Крыша мира
Старый город Бар
Котор
Tags: Италия, путешествия, фото
Subscribe

  • Я ввернулся

    Двенадцать лет, симпатичнейшие мои. Представляете? Двенадцать! Двенадцать лет старый Дубровник остаётся самым прекрасным городом на Земле и в сердце.…

  • Когнитивное

    Семьдесят тысяч лет назад сапиенсы возвысились над остальными видами людей благодаря когнитивной способности воображать и образно уподоблять. В…

  • Для облегчения печали

    Я успел посмотреть Нотр-Дам первый и единственный раз одиннадцать лет назад, летом 2008-го. Помню, мы долго нарезали круги по Сите́, и нам никак не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments