кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Categories:

Ну и всё же о билбордах

Совершенно не понимаю, как мой любимый Дмитрий Быков разглядел в Трёх билбордрах соцреализм. Фильм, напротив, в очередной раз демонстрирует пронзительное отличие западного художественного дискурса от отечественного – советского и постсоветского. Последнее время мне всё чаще случается не соглашаться с Быковым по отдельным миниатюрным вопросам, хотя, возможно, это и неплохо. Как всегда начну издалека, чтобы мысль прозвучала объёмно. Постарайтесь не уснуть.



Возьмём два замечательных, а главное – схожих функционально, фильма: Иронию судьбы, или С лёгким паром! и Реальную любовь (Love Actually, 2003). Обе картины выполняют одну и ту же миссию, это святочные истории о любви, призванные возбуждать новогоднее настроение. Но вот что никогда не давало мне покоя: почему от Иронии судьбы всегда возникает щемящее чувство тоски, развеявшейся сказки, утреннего, после рождественской ночи, депрессивного уныния; и почему от Реальной любви, наоборот, сердце ликует от ощущения счастья, возможности чуда, а бабочки (ну или, там, снежинки) роятся упоительно в недрах ЖКТ? Сперва я понимал это интуитивно, но потом, наконец, сформулировал: суть здесь в том, насколько разительны фильмы в своём подходе к характерам героев, когда последние сталкиваются друг с другом или с внешними условиями.

В характерах и ситуациях Иронии судьбы чувствуется обречённость. Персонажи, блистательно сыгранные блистательными актёрами, малодушны и постоянно теряют лицо: одни, как Лукашин, не гнушаются подлостью, другие, как Ипполит, легко ломаются судьбой и мгновенно утрачивают человеческий облик. Они нам симпатичны, потому что чертовски симпатичны исполняющие их артисты. Но сами персонажи в голом остатке как будто лишены какой-то внутренней красоты, и это не даёт им выдержать проверку испытаниями. Герои Реальной любви же, наоборот, являют исключительную человечность. Их здесь страшно много, но абсолютно все они – от порностатистов до премьер-министра Британии, вне зависимости от материального достатка, образования, темперамента, возраста, интересов – люди потрясающего внутреннего достоинства.

Совершенно симметричная ситуация с Тремя билбордами. Притом что преамбула и экспозиция фильма крайне жестока, сам фильм получился удивительно светлым. В функциональную пару Билбордам я бы поставил Левиафана Звягинцева. И то, и другое кино – классические повести о скорее-всего-тщетном противостоянии человека социуму (государству, населённому пункту, обществу). Но режущая глаз контрастностью разница между Билбордами и Левиафаном ровно та же, что и в упомянутых рождественских лентах о любви. Сущностная основа у Звягинцева – тотальная безысходность бытия и предельное духовное обнищание человека, всех людей: и главного героя, и персонажей, составляющих антагонистичную герою силу. Ни автослесарь Серебрякова, ни условные «силы зла» старательно не демонстрируют человечности. Хотя бы в мыслях. А в Трёх билбордах всё наоборот: не только героиня, которой мы сочувствуем (сломленная женщина и отвратительная мать), но и её условные антагонисты демонстрируют то самое чувство собственного достоинства, внутренней гуманности, которое так сильно в Реальной любви. И персонаж Харрельсона, раскрывающийся наиболее полно в посмертных записках, и герой Рокуэлла, формально примитивный мракобес и расист, не только получают шанс на искупление в глазах зрителя, но и (что особенно важно!) успешно эту возможность реализуют.



Серебряков в интервью Дудю сказал, что принципиальная разница между русским героем-которого-достали и западным в том, что русский опускает руки и растворяется в безнадёге, а западный садится в бульдозер и ровняет ненавистную систему с землёй. Справедливо, но в случае с Билбордами дело даже не в этом ценностном коде борьбы за свои права: наоборот, фильм демонстрирует всякую тщету насилия, его бессмысленность. Желание бороться с несправедливостью – это лишь грань, лишь аспект более глубокой отличительной черты. Ядро же её – внутреннее достоинство. Осознание собственной человечности любым обывателем на любой ступени социальной лестницы. Только из этого ощущения достоинства вытекает потом и всё остальное: желание изменить мир, непримиримость, несгибаемость и прочая ваша демократия. Нужно быть человеком. Индивидуально в себе. Потому что по-другому просто нельзя. Остальное вторично. Вот о чём фильм. Никаким соцреализмом здесь и не пахнет.


___________________
Ещё про кино:
Ну и всё же об ихтиандрах...
Ну и всё же о Вундерфрау
Ну и всё же о чимичангах
Ну и всё же о пудингах
Tags: кино, судьбы Родины
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • О роли цвета в супергероике

    Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что…

  • Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

    Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем…