кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

О (пред)последних джедаях

Текст содержит крайне незначительное количество того, что может быть расценено как спойлеры; все существенные спойлеры спрятаны в соответствующие тэги.

Интернеты расколоты Последними джедаями пополам и вибрируют в неистовом приступе пламенного бурлеска. Одни восклицают: «Гениально! Разрыв шаблона! Авторское кино на кончиках пальцев!» – и заламывают экзальтированно руки. Другие рычат: «Вопиющая бездарность! Ересь! Плевок в сердце канона!» – и с шипением погружают себя в ведёрко со льдом. С глубоким пониманием и уважением отнесясь к подобной страсти, должен заметить, что всё намного проще.



Кино получилось спорным именно потому, что такой была задумка: после Пробуждения Силы, точно (иногда чересчур точно) уложенного в нарратив оригинальной трилогии, нужно было сделать нечто принципиально внезапное. У меня есть серьёзные претензии к некоторым решениям Джонсона, о которых ниже, но в итоге получился хороший и цельный фильм. Главное достоинство его – в наличии авторского замысла. Замысел может быть сомнительным, но всегда лучше с ним, чем без него, потому что это страшный раритет в наши дни. Развлекательное мифологическое кино в этому году в массе своей безнадёжно пустое.


Я думаю, главная проблема поляризации мнений о фильме – не в том или ином обращении с первоисточником, а в избалованности и тенденциозности зрителя. С одной стороны, процесс обрастания любой священной коровы каноном приводит к тому, что поклонник перестаёт видеть и понимать хоть что-то отличное от привычных ритуальных клише, при этом исходный смысл первоисточника в этих ритуалах теряется (по тому же принципу видоизменяется в культуре, скажем, христианство или победа над фашизмом): когда Лукас придумывал свою сагу, он в последнюю очередь задумывался о каноне. С другой стороны, современный потребитель столько всего попробовал и узнал, что ему всё скучно. И вот теперь он хочет заново испытать те яркие детские эмоции, но при этом без повторений. Или наоборот: с повторениями и узнаванием, но чтоб эмоции были новыми. Короче говоря, зритель ленив, и сам с трудом понимает, что ему нужно.



При этом режиссёр Райан Джонсон, видится мне, достаточно чётко представлял, что он хочет снять. С этим представлением можно спорить или соглашаться (Марк Хэмилл, например, протестовал), но оно есть и имеет форму законченного внятного произведения.



В Последних джедаях очень много сюжетных линий и сюжета как такового. Честно говоря, избыточно даже для такого длинного, в два с половиной часа, хронометража. Это и плохо, и хорошо. Хорошо потому, что за сюжетом, пусть даже с элементами абсурда и презрением к физике (да и когда Звёздные войны уважительно относились к физике?), наблюдать всегда интереснее, чем за его (сюжета) отсутствием. Плохо же оттого, что любой из предыдущих фильмов о далёкой-далёкой галактике я могу с ходу пересказать в трёх предложениях – и это будет внятная история; Последние джедаи же слишком перегружены нарративом, который зачастую подаётся сумбурно.



Например, все сюжетные арки персонажей-сопротивленцев кажутся мне суетными и неразумными. Не потому, что большинство квестов в них заканчиваются неудачей (это как раз очень здорово и свежо), а потому что в них нет эмоциональной ясности. Авантюра в Канто-Байт изобилует потрясающе красивыми костюмами и преисполнена социалистического пафоса в духе Джанни Родари, но лишена по-настоящему человеческих переживаний и убедительного целеполагания.



Но условная арка форс-юзеров при этом невероятно насыщена чувством. Рей, Кайло и Люк – живые; они постоянно сомневаются и переживают, они сближаются и отталкивают друг друга – очень по-настоящему. Мне понравилось и отшельничество Люка, иррациональное и глупое, и его катарсис, демонстрирующий, кто тут самый мощный джедай в галактике. Меня очень воодушевили отношения Кайло и Рей: как они выстроены, их предпосылки, их течение, их кульминация. В этом есть что-то от хороших детских сказок и что-то шекспировское.



Вообще я категорически считаю, что Звёздные войны должны всегда оставаться детской сказкой: несложной, красивой, немного мрачной и очень трогательной. Последний джедаям это ощущение удалось сохранить, несмотря на передержанный сюжет и кажущиеся разрывы шаблона. Мир по-прежнему очень красиво выглядит, и, при всех происходящих в нём глупостях, здесь хочется пожить. При этом визуальная красота не исчерпывается лапидарными пасторалями, которые при имеющихся у Голливуда опыте и финансах уже можно рисовать безошибочно с закрытыми глазами. Финальное сражение на Крэйте высокохудожественно ещё и в том смысле, в каком традиционная японская живопись. Манёвры лыжных спидеров V-4X-D каллиграфически прекрасны – и даже в простой созерцательности этой картины есть нечто незаурядное.



Именно поэтому сцены, которыми я остался недоволен, весьма обидны. К таковым, однако, я не собираюсь относить те радикальные решения Джонсона, что принято объединять хэштэгом becausefuckyou. Так, например, ход со Сноуком или родителями Рэй меня в чём-то даже позабавил. Будто миллионы нёрдов вдруг вскрикнули от ужаса и также внезапно умолкли, если вы понимаете, о чём я. Да, я тоже ощутил себя немножко обманутым, но не сильно. Мне кажется, такими финтами Райан Джонсон как раз и попытался бросить вызов тому зарывшемуся в бессмысленные ритуалы и скучающему зрителю, о котором я упомянул вначале. Возможно, эти идеи не самые популярные, но во-первых, что-то в них есть, а во-вторых, лично меня они меня не ранили.



[Но вот пара моментов смутила]Но вот пара моментов меня смутила. Вступительная хохма между По и Хаксом настолько чужеродна, что в кинозале запахло третьей фазой Киновселенной Марвел, а на головах у героев начали образовываться уши Микки Мауса. В фильме есть удачные шутки, но многие из них, особенно вот эту, первую, которая должна задать настроение всему фильму, нужно было делать не такими навязчивыми.



И конечно неуместный пролёт Леи сквозь космос. Ну серьёзно, котаны, что это вообще? Нет ничего плохого в том, чтобы показать, как Лея использует Силу – давно пора – но не так же! Как будто талант проспал и не вышел на работу. И это при том, что в фильме есть множество очень точных художественных нюансов, вроде кукольного, а не компьютерного Йоды или «лебединой песни» Люка. Что заставило Джонсона изобразить такой неизящный момент, я не представляю. Если это дань уважения Кэрри Фишер, то получилось грубовато.



Есть ещё один глобальный момент, который не устраивает меня в трилогии сиквелов, заронивший тревогу ещё в Пробуждении. Отсутствие харизматичного, могучего, фетишизируемого подростками Зла. Если в контексте Эпизода VII Кайло Рен с его истеричностью, закомплексованностью и переходным возрастом был более чем уместен, то в Последних джедаях он уже в одиночку не тянет. Может, Дарт Мол уступал Вейдеру по многим параметрам, но он был эффектен, красив, атлетичен, смертоносен, в нём была та самая неприкрытая сексуальность Тёмной Стороны, что имелась и у Вейдера, и у других лучших сказочных злодеев. В Кайло всего этого нет. В нём есть человечность, противоречивость, мятежный дух, свойственный скорее лермонтовско-байроническому антигерою, чем злодею. А вот восхитительно клокочущей (и так необходимой!) бездны ужаса нет.



Вообще это бич всей современной массовой культуры. Отчего-то злодеи сделались либо мелкими, комичными и нестрашными, либо несимпатичными и беспомощными, либо всё вместе – в сравнении с негодяями моего детства. После Джокера Леджера и Бэйна Харди (ну и Фиска Д’Онофрио с Киллгрейвом Теннанта в телевизионных экранах) никого и не назвать из приличных ребят. Почему так? Возможно, зодчие культурки озабочены нравственностью молодого поколения и воздерживаются от создания притягательного образа зла. Если так, то, на мой вкус, это глупость и ханжество. Других же причин я не вижу.



Но всё же, при таком обилии претензий, я посмотрел фильм с удовольствием. Его противоречивая драматургия похожа на характер Кайло – и это хорошо, потому что даёт пищу для обсуждения. Я не испытал того мистического трепета, которого всегда хочется от Звёздных войн, однако мне было чертовски увлекательно. Самое интересное, как будет выкручиваться из оставленного Джонсоном расклада Абрамс в Эпизоде Девятом. У меня пока вообще никаких идей. И это тоже здорово. Думаю, нужно сходить в кино ещё раз, чтобы как следует всё уложить в голове.




_________________
Ещё про ЗВ
Преизрядное пробуджение Силы
Рождественский этюд на злобу дня
СтарПёрл. Специальный выпуск! Top 12 Practical Effects
И всё же о чудесном рогалике
Про ЗВ и христологичность
Tags: starwars, кино
Subscribe

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Про честь и деньги

    Вообще, ребята, я хотел сегодня с вами поделиться соображениями на предмет зла и добра (продолжая, так сказать, вот этот формат), но, раз уж на…

  • Поучительно-ретроспективое о Кровавом бароне

    Недавно я обнаружил, симпатичнейшие мои, как много лет назад в комментариях к одной из заметок рассказывал друзьям о том, чем же меня так поразила…

  • Про счастье и несчастье

    Лев Толстой вызывает у меня сложные чувства; как компания Ubisoft и феминизм третьей волны. Екатерина Шульман, нежно любимая мною, видит главную…