кандидат болтологических наук (kenichi_kitsune) wrote,
кандидат болтологических наук
kenichi_kitsune

Category:

Про Бэтфлека

Мне понадобилось три фильма разной степени скверности, чтобы понять: Бен Аффлек безоговорочно не мой Бэтмен. И если вы сейчас подумали, что у меня слишком много свободного времени для подобной рефлексии, то отнюдь. Бэтмен – фигура по значимости близкая к Иисусу Христу, Гамлету и князю Мышкину. Его кажущаяся буффонность – черта эпохи, а не образа. Погружаться в эту тему следует основательно, на что я однажды вне всякого сомнения решусь: сейчас же только о Бэтфлеке.




Во-первых, проблема в генеральной трактовке образа. Бэтфлек обладает контурами и рассудком заматеревшего смешарика. Эстетически это не так уж и плохо. Мрачный крепыш. Смешарики - достойное российское кино. Но обратимся мыслью к пафосной Лиге Справедливости и задумаемся: что позволяет простому человеку в карнавальном костюме выступать на одном уровне с богами и демиургами? Заблуждение, что суперсила Бэтмена – финансовая состоятельность. Бэтмен – блестящий стратег и тактик. Он учёный-гуманист в окружении инфантильных машин смерти. Подобно Гарри Поттеру Элиезера Юдковски, он способен в любой ситуации быть на несколько шагов впереди своих щедро одарённых космической мощью врагов и товарищей. Он умеет анализировать и выигрывать партию до того, как клинки и стволы будут расчехлены. И Бёртон, и Нолан изображали Бэтмена как ультимативное воплощение интеллигенции. Да, Бэтмен Китона - байронический рыцарь печального образа, а Бэтмен Бейла - христологический мученик. Но оба они - герои мыслящие и утончённые. Вглядитесь в их лица, и вы всё поймёте.



Бэтфлек исключительно глуп. Его импульсивность не имеет ничего общего с яростью гения, который сдерживал свой интеллект и, будучи сломленным, выпустил на свободу. В Заре Справедливости он рвёт и мечет, не задумываясь не только о последствиях, но и, что особенно прискорбно, о причинах чего бы то ни было. Утрата родителей заставила мозг канонического Бэтмена работать на 120%. Утрата родителей превратила мозг Бэтфлека в мозг Конана. И если ожесточённый отказ от гуманизма и склонность к геноциду у Бэтфлека ещё можно принять с натяжкой как «версию» архетипа, то мотивация и логика этих (да и всех прочих) поступков героя Бена катастрофически плачевны. В Лиге Бэтфлек немного подостыл и даже предпринимает две успешных попытки задуматься и предугадать (операция «привезём Лоис» и перед финальным замесом). Но по большей части его роль в последнем фильме киновселенной DC опять сводится к мордобою во втором эшелоне (поскольку схлестнуться в поединке на руках и ногах с главным CG-злодеем Бэтфлек не может в силу биологии). Даже в сцене-после-титров Отряда самоубийц Уэйн Аффлека разговаривает с Уоллер как персонаж Бригады: при галстуке и по понятиям.



Во-вторых, проблема в актёрском типаже и харизме. Бен замечательно справляется, когда изображает широкого спектра дурачков. Поэтому его Бэтмен похож на Халка, только смертного: он отличный вышибала, а когда дело доходит до серьёзного CG-оппонента, эффективно старается спрятаться под забором. При этом его Брюс Уэйн похож на уставшего от жизни (и от роли?) зануду, которому ничего не интересно и который прочитал очень мало книжек. В Лиге ещё больше, чем в Заре, диалоговых сцен, где между Уэйном и собеседником должны возникать tension и бурно кипящая химия. То есть в самих репликах таковое напряжение заложено. Но Бен произносит текст апатично и уныло: если есть правда в слухах, что WB хотят сменить его на посту Тёмного Рыцаря, то уже сейчас эта правда слишком откровенно просматривается в игре Бена. Он устал, и ему как будто бы очень скучно.



С другой стороны, Бэтмен всегда был отражением эпохи. Или микроэпохи. Сказочная, таинственная, рождественская дилогия о Бэтмене девяностых ориентировалась на повзрослевших детей восьмидесятых и их чудесный фэнтезийный фетишизм личного внутреннего мира (не только внутреннего мира Бёртона, но и всего поколения). Основоположница жанра реалистического мифологизма трилогия о Тёмном Рыцаре Нолана ориентировалась на злободневные темы (терроризма, гражданских протестов) и точно инкорпорировала их в мифологическом контексте. Может, Бэтфлек тоже не виноват, а просто констатирует реальность? Бэтмен киновселенной DC отчаянно сигнализирует о скуке и лени зрителя, скуке и лени режиссёра, скуке и лени актёра, скуке и лени человека. Жить человеку, в общем-то, неплохо, но отчего-то скучно. И нечего человеку сказать. Ни когда он снимает кино, ни когда это кино смотрит. Ни даже когда надевает красивый чёрный плащ и делает прыжок с кровати на горшок. А может, просто качественные Бэтмены приходят через одного: ведь между Бёртоном и Ноланом был Шумахер - и нужно просто ещё немножко подождать.

Tags: #dc, batman, кино, теория
Subscribe

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • По поводу симулякров

    Моя любимая ягода – земляника. Вот такая, знаете, лесная, с коротким сезоном жизни, лаково горящая на солнце и чрезвычайно ароматная, как никакая…

  • Радость открытия и узнавания

    На верхних полках шкафа в прихожей притаилась сентиментальная армия молодости. И в авангарде – плавными, почти белоснежными обводами – снизошла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • И немного о вечном: постмодернизм и видеоигры как искусство

    Есть темы для дискуссий избитые, а есть, знаете ли, непреходящие. Сегодня – о вторых. Мне очень нравится, когда Дмитрий Быков и Антон Долин, оба мною…

  • По поводу симулякров

    Моя любимая ягода – земляника. Вот такая, знаете, лесная, с коротким сезоном жизни, лаково горящая на солнце и чрезвычайно ароматная, как никакая…

  • Радость открытия и узнавания

    На верхних полках шкафа в прихожей притаилась сентиментальная армия молодости. И в авангарде – плавными, почти белоснежными обводами – снизошла…